Стоковые изображения от Depositphotos
Tazabek — Ювелир Сафар Садыков рассказал об основных проблемах отрасли и предпринимателей в ходе брифинга о новом законопроекте о драгметаллах и драгоценных камнях.
«Я работаю с золотом, у нас элементарно нет доступа купить золото по рыночной цене. Чистое 999. Страна, в которой есть Кумтор и Джеруй, не может себе позволить купить даже 100 граммов золота. Нацбанк продает ювелирам золото, но с наценкой в 2,5 доллара на грамме. Если мы на рынке покупаем лом, то на 1 доллар дешевле выходит, а нам государство продает на 2,5 доллара дороже. Вы понимает разницу? У нас маржа для производства составляет 200-300 сомов [на грамм]. Мы работаем на минималке. Это реальные цены», — сказал он.
По словам ювелира, когда он поднимал данную проблему в Департаменте драгметаллов, то ему предложили покупать золото в Национальном банке. «На комментарий о том, что там дороже, мне ответили, что это не их проблемы. На этом разговор закончился», — сказал он.
Ювелир также рассказал о второй проблеме — процент золота в сырье до сих пор проверяется по старинке, тогда как во всех странах с развитой отраслью проводится спектральный анализ. «Делается проверка от 5 до 10 секунд, у нас в Департаменте драгметаллов это делается 10 дней. За госденьги был куплен аппарат за 30 тыс. долларов и анализ делается 10 дней. Мне в Индии такой анализ сделали за 5 минут», — сказал он.
С.Садыков также добавил, что в соседнем Узбекистане государство продает золото в рассрочку на полгода по мировым ценам при условии, что предприниматель 15% оплачивает сразу.
«За это время предприниматель может прокрутить золото несколько раз и из прибыли погасить все платежи. У нас не то что в рассрочку не дают, мы даже по мировой цене купить не можем. Мы вынуждены работать с ломом… Нам инспекторы ставят в упрек, что мы работаем с таким сырьем, без проверки, но как мы можем проходить проверки, если мне клиент на изготовление дает 3 дня, а экспертиза будет проходить 10 дней? Естественно, рынок полностью в тени. Могу сказать, что 99% ювелирного бизнеса работает в тени, а в департамент приходит для галочки. Нам говорят, что в этом виноваты ювелиры. Но как работать чисто и прозрачно, когда тебе система создала такие условия? Самая лучшая помощь от государства — когда нас просто не трогают», — сказал он.
По сообщению сайта Tazabek