Стоковые изображения от Depositphotos
Кадр из фильма «Не смотрите наверх» (2021)
Группа американских астрономов предупредила людей об особом классе опасных астероидов. Небесные тела этого типа несут дополнительную угрозу не потому, что выделяются размерами или высокой скоростью, а за счет «невидимости» для современных методов обнаружения. Соответствующая статья была опубликована в журнале Icarus, в деталях этого исследования разобралась «Газета.Ru».
На Землю регулярно падают астероиды, но большинство из них настолько малы, что сгорают в атмосфере. Однако в среднем примерно два объекта диаметром в километр падают на нашу планету раз в миллион лет. Подобные тела, импакторы, оказывают воздействие, сравнимое с мощным термоядерным взрывом: если они упадут сейчас, то разрушат все в месте удара и окажут глобальное воздействие на всю биосферу Земли, нанесут ущерб биосфере, экономике и человечеству в целом.
Несмотря на то, что такие события маловероятны, более 10 лет назад конгресс США отдал распоряжение NASA составить каталог и определить орбиты 90 процентов околоземных объектов диаметром более 140 метров. К настоящему моменту это выполнено менее чем наполовину, но в целом астрономы считают подобную задачу выполнимой.
Однако в июле 2019 года мимо Земли пролетел астероид 2019 OK диаметром около ста метров. Он прошел примерно в 70 тысячах километрах от планеты – в пять раз ниже орбиты Луны.
Несмотря на это, ученые обнаружили его лишь за 24 часа до момента максимального сближения. «По статистике, астероиды диаметром более ста метров сближаются с Землей дважды в столетие, а падают раз в десять тысяч лет», – пишут Ричард Уэйнскоут из Гавайского университета и его коллеги. Они считают, что у современных методов обнаружения есть системная проблема.
Наблюдаемые астрономические объекты могут находиться на совершенно разном расстоянии от Земли – от сотен километров до сотен миллионов световых лет и двигаться по любым орбитам. Однако для земного наблюдателя основным первичным параметром небесного тела является угловое положение и угловая скорость, то есть, где находится светящаяся точка и как она движется (если движется). По этой причине можно перепутать разные типы объектов: так, первоначально Галилей принял спутники Юпитера за звезды, и лишь потом обнаружил их орбитальное движение.
Вращение Земли вокруг Солнца вносит свой вклад в видимое движение небесных объектов. Это приводит к медленному движению потенциальных импакторов на запад по небосклону, если они находятся к западу от точки противостояния, и на восток, если находятся к востоку от точки противостояния. Это складывается с реальным движением небесного тела по орбите, и потому авторы пишут, что
«околоземные объекты, которые приближаются с направления к востоку от точки противостояния, в особенности в 0-30 градусах от нее, склонны претерпевать периоды крайне замедленного видимого движения. Они могут даже выглядеть неподвижными».
Точкой противостояния астрономы называют место на небосклоне, в котором тело будет видно при расположении его в противоположном от Солнца направлении на одной прямой с Землей.
В свою очередь, алгоритмы обнаружения астероидов подразумевают поиск именно движущихся объектов, а относительно неподвижные, вроде звезд и сверхновых, отфильтровываются. Если же потенциальный импактор медленно движется по небу на запад, его примут за объект внешней Солнечной системы.
Именно так прошел незамеченным 2019 OK, который приблизился с востока от точки противостояния. 28 июня 2019 года его изображение получили панорамные телескопы Pan-STARRS, но он был слишком тусклым, чтобы на него отреагировала система автоматического обнаружения. 7 июля, за 18 дней до сближения, система вновь сфотографировала его. На этот раз автоматика заметила объект, но его очень медленное движение на восток, примерно 0,01 градуса в день, помешало определению его как сближающегося астероида. С 16 по 20 июля обнаружению объектов в этом секторе небосклона мешала полная Луна, которая ослепляла телескопы.
21 июля в 14:00 UTC гавайский телескоп ATLAS наблюдал 2019 ОК, движущимся на запад со скоростью 0,077 градуса в день, и потому астероид опять посчитали неподвижным объектом. «Забавно, что если бы объект заметили на два часа раньше, когда он был ближе к меридиану, он бы двигался в два раза быстрее, и возможно его бы заметили», – пишут авторы. Впоследствии, как сообщила ученым команда телескопа в частном разговоре, из-за этого случая для ATLAS был снижен порог скорости. по достижению которого объект считается движущимся. Однако потенциально это приведет к увеличению числа ложных срабатываний, поскольку разрешение телескопа равно двум угловым секундам на пиксель. В итоге астрономы узнали о 2019 ОК лишь за сутки до сближения, следующий его близкий пролет ожидается в марте 2022 года.
Авторы предлагают извлечь уроки из этого случая. Они считают, что астрономам следует обращать внимание на объекты с более медленным видимым движением, поскольку, по их утверждению, «около половины потенциально опасных астероидов, приближающихся с востока от точки противостояния, будут иметь периоды замедленного движения, и потому их трудно будет обнаружить вовремя».
Кроме того, ученые возлагают надежды на запланированные к постройке специализированные космические телескопы для поиска околоземных объектов, вроде NEO Surveyor. В данный момент его разрабатывают в Лаборатории реактивного движения NASA.
По сообщению сайта Газета.ru