Стоковые изображения от Depositphotos
Пострадавшие в беспорядках в Алматы полицейские рассказали, как они пережили нападение погромщиков, передает корреспондент Tengrinews.kz.
В санатории «Казахстан», бывшем ведомственном санатории МВД, в живописной горной части города, реабилитацию проходят 11 сотрудников полиции Алматы, которые пострадали в ходе беспорядков в городе с 5 января. Многие из них уже прошли лечение в больницах города, а теперь они находятся на восстановлении, поправляя не только физическое, но и психологическое здоровье.
Старший лейтенант Руслан Рагимов служит в патрульном полку 8-й роты управления полиции Турксибского района. Он родом из Алматы, закончил юридический факультет университета «Туран» и уже пять лет служит в правоохранительных органах. Руслан вспоминает, что в ночь с 4 на 5 января находился на территории своего поста. Всех сотрудников в три часа ночи собрали на проспекте Сейфуллина, где они заметили движение толпы в сторону Тимирязева.
«Нас было примерно двести сотрудников, а в толпе около 1000 человек. Наша задача была не пустить штурмовать здание местной полицейской службы на Сейфуллина и в целом обеспечить мирное проведение митинга, чтобы никто никого не покалечил. С собой у нас были дубинки, каски и щиты, но не было табельного оружия. В толпе в основном была молодежь от 18 до 35 лет. Они стали закидывать нас камнями, у некоторых были щиты, по-видимому, отобранные у других сотрудников, а также какие-то палки, арматура и другое железо», — рассказал Руслан Рагимов.
По словам полицейского, к ним стали подходить также и с южной стороны улицы, взяв их в кольцо. Сотрудников органов начали избивать, забрасывать камнями, вытаскивать из оцепления. Некоторые правоохранители падали после попадания и теряли сознание. Руслану попали камнем по голове, а после этого начали избивать. Один из находившихся в толпе вышел вперед и попросил других погромщиков не добивать полицейского.
«Он же отвел меня почти в бессознательном состоянии в укромное место, где позже подобрали коллеги и вызвали скорую. Около 100 наших сотрудников затем все-таки смогли мобилизоваться и вместе с военными отогнать толпу. Меня в это время увозили в 4-ю горбольницу. Там я сразу попал на операционный стол, где зашили рану на голове. Позже я узнал, что получил перелом носа и закрытую черепно-мозговую травму. Очень благодарен врачам, что, благодаря их оперативному вмешательству, удалось избежать более тяжелых последствий. В больнице я пробыл до 7 января, а затем попал сюда, в санаторий «Казахстан», на реабилитацию», — добавил полицейский.
Руслан сейчас получает физиопроцедуры, массаж и водные процедуры. По его словам, благодаря реабилитации он восстанавливается быстрее. Тем не менее его продолжают донимать головные боли. Полицейский хочет, скорее вернуться домой, а затем на постовую службу.
Капитан полиции Мади (фамилию герой материала не пожелал раскрывать) работает в подразделении, отвечающем за охрану стратегически важных объектов города, таких как водоканал, ТЭЦ, музеи и акимат. Он служит в полиции уже 12 лет, а в Алматы проживает с 83-го года, когда поступил в первый класс местной школы. Здесь же Мади закончил юридический факультет. Около 10 лет полицейский занимался охраной физических лиц, подлежащих государственной охране, а затем перешел на охрану объектов. Мади вспоминает, что 4 января у него был выходной, но их подняли по тревоге в час ночи, и они держали оборону в своем подразделении. 5 января в 9 утра их подразделение перебросили на защиту акимата.
«Наши сотрудники там уже отбивали нападения, и нас перекинули к ним на усиление. С нами были аэромобильные войска, рота из около 200 десантников. Также было 100 человек наших сотрудников. По сравнению с нападавшими, нас было совсем мало. Мы были внутри акимата, а десантники поначалу держали оцепление снаружи, но затем их завели внутрь. В начале толпа была относительно мирной, они собрались у монумента Независимости и не обращали на нас внимания. Примерно к часу дня толпа начала прибывать, и они стали подтягиваться в сторону акимата. Никаких условий нам не выдвигали, просто начали штурмовать здание и закидывать нас гранатами со слезоточивым газом», — рассказал полицейский.
У полицейских не было с собой табельного оружия, а из средств защиты имелись только дубинки и светошумовые гранаты, а также слезоточивый газ.
«У меня сложилось впечатление, что толпа была чем-то накачана, возможно, не в прямом смысле этого слова. Любой здравомыслящий человек под воздействием слезоточивого газа отступит, так как испытывает проблемы со зрением и дыханием, а им как будто было все равно. Они продолжили ломиться еще упорнее, через окна забрасывали нас гранатами», — вспоминает Мади.
Полицейским пришлось отступить во внутренний двор акимата, они отбивались имеющимися средствами, но нападавшие снаружи имели больше пространства для маневра, а полицейских загнали в угол. Мади вспоминает, что их забросали гранатами со слезоточивым газом и среди молодых солдат и его коллег началась паника.
«Когда под ногами взорвалась граната, я думал, что умру здесь же. Мы были вдвоем с напарником и помогли друг другу снова зайти в здание и подняться на второй этаж. Затем погромщики начали «чистить» кабинеты по всем этажам и нашли нас в кабинете. Они начали избивать нас. Все это были наши соотечественники, молодые ребята. Те, кто избивал меня, спрашивали, почему я иду против народа. Как им было объяснить, что я принимал присягу и это для меня важнее их лозунгов? Мы все — сотрудники и офицеры — принимали присягу. Я сказал, что это наша работа, но они не понимали. Вся спина у меня сейчас исполосована следами от дубинок и арматуры. Меня били по голове моей же каской. Это делали молодые 25-летние пацаны, физически мы были крепче их, но их была толпа, и они задавили массой», — отметил Мади.
По словам полицейского, позже их, избитых, вывели во двор и сказали бежать, но им было некуда идти, так как с другой стороны подступала новая толпа. Пострадавшие забежали обратно, и ушли в подвал под лестницей. Они заблокировали дверь, и ломящиеся внутрь погромщики не могли попасть туда. Там несколько сотрудников полиции и военный-контрактник просидели до 19 часов.
«Часов в семь вечера к нам спустились люди, и первое что я услышал было: «Это же свои парни». Эта фраза засела у меня в голове. Это сказал взрослый мужчина, мой ровесник. Хотя у него в руках была бита с гвоздями, он помог нам подняться и выйти из акимата. Они дали нам гражданскую одежду и мы смогли уйти с площади и связаться с нашими коллегами. Они отвезли нас домой, а затем в скорую. В больнице сказали, что у меня сотрясение, подозрение на трещину кисти, а вся спина в гематомах мягких тканей. После обследования и оказания первой помощи нас отпустили домой», — добавил полицейский.
Сейчас Мади и его напарник проходят реабилитацию в санатории. По словам сотрудника полиции, персонал оказался очень доброжелательным и сразу выписал ему и коллеге хорошие лекарства. Пострадавшие полицейские постепенно отходят от потрясения. После выздоровления он также хочет вернуться на службу.
«Поначалу у нас не было страха. Мы выполняли свой долг, но вынуждены были противостоять толпе погромщиков с голыми руками. Там, в подвале акимата, появилось реальное чувство, что мы можем не вернуться оттуда. В следующий раз, если кто-то решит нападать на полицейских, хотелось бы сказать им, что мы тоже чьи то дети и родители. У меня четверо детей, у коллеги тоже. Если я не вернусь со службы, кто будет о них заботиться? Пусть подумают об этом», — закончил свой рассказ Мади.
Президент санатория «Казахстан» Бексултан Сарсеков отметил, что полицейские проходят реабилитацию у них по поручению министра внутренних дел Ерлана Тургумбаева. На базе санатория организовали стационар. Пострадавшие правоохранители получают лечение по рекомендациям врачей. Кроме того, они проходят курс физиолечения, получают массаж, могут посещать солевую шахту, бассейн, электропроцедуры.
«Эти ребята получили не только ранения и повреждения, но также эмоциональный, психологический урон. Им в основном от 25 до 35 лет и они не ожидали столкнуться с таким ожесточением и тем, что в начале мирный митинг перерастет в погром. Они просто стояли на посту и защищали те объекты, которые им поручили. У нас есть все условия, чтобы в течение недели они получили реабилитацию и восстановили моральное здоровье», — рассказал Ерлан Тургумбаев.
По словам руководителя санатория, при общественном фонде «Совет генералов» был открыт счет для перевода средств на оказание помощи пострадавшим сотрудникам правоохранительных органов и силовых структур. Именно эти средства пойдут на реабилитацию полицейских, которые сейчас проходят лечение в санатории.
Ранее в Департаменте полиции показали кадры избиения полицейских 4-5 января.
Также, по данным гепрокуратуры, в ходе беспорядков в стране пострадали 3933 сотрудника правоохранительных органов. Погибли 19 сотрудников правоохранительных органов и военнослужащих.
У Tengrinews.kz есть Telegram-канал. Это быстрый и удобный способ получать самые главные новости прямо на твой телефон.
Өзекті жаңалықтарды сілтемесіз оқу үшін Telegram желісінде парақшамызға тіркеліңіз!
По сообщению сайта Tengrinews