Популярные темы

ШАНС ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ СТАТЬ ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ЦЕНТРАЛЬНОЙ

Дата: 10 октября 2019 в 08:19 Категория: Новости экономики


ШАНС ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ СТАТЬ ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ЦЕНТРАЛЬНОЙ
Стоковые изображения от Depositphotos

Евразия, континентальный массив, объединяющий Европу и Азию, стремительно втягивается в единый рынок, охватывающий 65% населения, 75% энергетических ресурсов и свыше 60% ВВП в мире. Именно транспортные коридоры, проходящие через Казахстан и Центральную Азию, связывают все это воедино. Инициатива «Один пояс, один путь» (ОПОП), или как ее еще называют Шелковый путь 21 века – пронизывает Евразию с Востока на Запад, меняет конфигурацию ее экономики и открывает новые возможности роста.

Почему-то сложился устойчивый стереотип о том, что якобы строительство Шелкового пути – это преимущества только для КНР. Понятно, что сформулировали идею в Китае, но озвучили ее в столице Казахстана – центральноазиатской страны. Это значит, что инициатива уже перестает быть сугубо китайской, а становится трансрегиональной. Это особенно видно и на ключевых направлениях сотрудничества.

Думается, что сейчас найдется множество факторов и аргументов относительно того, что это очень узкий взгляд на происходящие на нашем континенте процессы. Ведь Шелковый путь начинается в Азии, где сейчас формируется значительная часть мирового ВВП, далее проходит через Центральную Азию и устремляется в Европу, где сосредоточены крупнейшие экономики мира.

Все это идет параллельно многим процессам в Евразии.

Например, в ЕС понимают необходимость сформировать целостное представление о собственной стратегической роли в меняющемся евразийском континенте. И через участие в инициативе пояса и пути для европейцев вновь появляется возможность позиционирования себя как некий идеологический центр по продвижению в мир – силы закона, принципов рыночной экономики, понятных правил регулирования, прозрачности принятия решений, высоких стандартов развития, ну и прав человека.

Сегодня заметно, что европейские «мозговые» центры и консалтинговые структуры резко активизировались в изучении потенциала Шелкового пути для европейских интересов. А вот странам Центральной Азии все таки важно осмыслить тот факт, что мы прямо граничим с «глобальной экономикой номер два» и соединяем ее с европейским центром роста, но пока мало используем это стратегическое преимущество.

И это действительно вызывает вопросы, ведь у наших стран есть эксклюзивная возможность получить значительные преимущества от участия в развитии Шелкового пути в случае, если подходить к этому прагматично и ставить во главу угла собственную долгосрочную стратегию по переходу от сырьевой экономики к постиндустриальной.

В таком случае масштабные совместные инвестиции в инфраструктуру, логистику, добычу и переработку природных ресурсов в следующие 10-15 лет сформируют фундамент для развития человеческого капитала и создания в Казахстане и других странах Центральной Азии новых отраслей экономики до середины XXI века.

Наши страны имеют возможность дополнять потенциалы друг друга: географически (выход КНР в ЕС через Центральную Азию, выход наших стран в АТР через КНР); экономически (технологии КНР плюс ресурсы Центральной Азии вложенные в единые производственные цепочки, простирающиеся ближе к рынкам сбыта). Ведь наши народы помнят, что как тысячу лет назад мы развивали Шелковый путь, а сегодня сообща могут запустить континентальную кооперацию и реконфигурацию всей евразийской геоэкономики.

Кроме того, современной Центральной Азии необходимо суметь извлечь хорошую выгоду не только на азиатском и китайском направлении, но и активно использовать в своих интересах высокий и растущий интерес целого ряда европейских стран к сотрудничеству с Китаем. Европа – это основное направление транспортных коридоров по линии пояса и пути, по которым сегодня почти 50 европейских городов получают грузы из Азии. И это число будет расти.

Тем более, что сегодня уже можно уверенно говорить – энергия развития Шелкового пути исходит уже не только из КНР, ответный усиливающийся интерес проявляется и из Европы. И это вполне объяснимо: Китай занимает второе место среди торговых партнеров ЕС. И в европейских столицах стали понимать не только экономическую выгоду от ОПОП: также пришло осмысление своей цивилизационной миссии, которую Евросоюз (как международный субъект) пытается нащупать уже давно.

Почему вдруг европейцы так активизировались? Изменилась ситуация в Европе: стратегический интерес к КНР у европейцев растет с каждым годом. И здесь у европейцев свои задачи – прежде всего, наладить еще более тесное сотрудничество с емким рынком Азии.

Это предоставляет Европе новую возможность для получения доступа к быстро развивающемуся китайскому (и азиатскому) среднему классу, платежеспособность которого активно растет. Также за счет Китая европейцы получают дополнительный «козырь» в переговорах с США, энергично продавливающими свои (и только свои) интересы в торговле с европейскими партнерами.

Европейские мозговые центры оперируют прогнозами относительно КНР, что объясняет интерес европейцев к Китаю и Азии. Так, по их мнению, к 2020 году объем китайского потребительского рынка сравняется с американским. За 15 лет уровень потребительских расходов только в КНР вырастет в 3 раза. Азиатский потребительский рынок станет самым большим в мире.

Также по прогнозам, в 2020 году на долю Азии будет приходиться 38% мировых продаж легковых автомобилей, что почти вдвое больше, чем сегодня. Доля Азии в мировой экономике вырастет с 35% до 43%. К 2020 году, по оценкам западных аналитиков, Китай укрепится в роли второй экономической державы мира с самой крупной в мире технологической отраслью.

На данный момент инфраструктурная сеть коммуникаций «Китай-Европа» (развитая в основном за счет усилий КНР при поддержке Казахстана) достигла того уровня развития, когда европейцы также могут получать выгоду от ее использования. Товарооборот между Китаем и Евросоюзом составляет до 500 млрд евро в год с приростом до 4,2%, сальдо взаимной торговли пока остается устойчиво положительным в пользу КНР. В Европе хорошо понимают, что выгода Шелкового пути будет тогда, когда будет замкнутый цикл, в котором контейнеры перевозят грузы в обоих направлениях.

И совсем недавно Финляндия решилась взять инициативу в свои руки и сформировала первые товарные поезда с европейскими товарами в Азию через транспортные пути через Евразию. Свыше трёх тысяч км железнодорожный состав проследует по территории Казахстана с перегрузом в Сухом порту. По прогнозам, объём груза на маршруте из финского города Коувола – Бусловская – Алтынколь – Сиань составит более 1 млн тонн ежегодно. Немалый объем.

Тем самым, в ОПОП сошлись все выгодные для Европы факторы – прежде всего, альтернативность путей и соответственно экономическая безопасность. Сильная сторона китайской инициативы ОПОП заключается в создании разнообразной и взаимосвязанной сети – укрепленной экономической системы по всей Евразии.

В этой транспортной сети нет ни единого маршрута, работу которого было бы легко нарушить. Если один коридор исчезнет из-за смены правительства, войны, экономического переворота или спора из-за тарифов, груз можно будет легко отправить в то же место назначения через альтернативные маршруты.

Ну в целом европейцы отмечают, что в Европе (как и в Китае) идет переосмысление своего положения в мировой экономике и политике. Целый ряд сложных внутренних процессов влияет на это: выход Великобритании из ЕС и необходимость доступа к альтернативным рынкам. Все это играет на пользу Центральной Азии и Казахстану, который обеспечивает транспортную доступность между крупнейшими рынками сбыта и потребления в Евразии.

Таким образом, «Один пояс, один путь» действительно открывает новые экономические возможности для Казахстана и стран Центральной Азии, и, как видно, не только на китайском направлении. Вопрос в том, чтобы успеть воспользоваться складывающейся благоприятной ситуацией и максимально завязать на своей территории интересы, как Китая, так и Запада.

Обсуждаемая в экспертных кругах формула успеха «китайский капитал плюс западные технологии» сейчас реалистична как никогда – вопрос в эффективности действий. В целом сейчас для Центральной Азии сформировался шанс действительно стать центральной. Хочется надеяться, что сближение стран Центральной Азии и регулярные встречи руководителей наших стран будут способствовать и успешному закреплению новой континентальной роли нашего региона.   

Болат Усенов
Центр по изучению Китая, г.Нур-Султан

По сообщению сайта Новости пресс-служб

Тэги новости: Новости экономики
Поделитесь новостью с друзьями