Как власти реагировали на расследование Kloop.kg о «Самаре»

Дата: 21 декабря 2017 в 20:32 Категория: Новости политики

Власти Кыргызстана по-разному реагируют на расследование о «Самаре»: ГРС — отрицают, руководство страны — обещает разобраться. Редакция Kloop.kg собрала все реакции властей в одном материале.

ГРС сообщила, что по итогам внутреннего расследования, которое они провели менее чем за 48 часов, взлома их сервера не было, а сайт samara.kg никогда на нем не содержался.

«Никакой частный сайт не содержался на веб-серверах и не может содержаться с базой данных на публичном доступе, так как требования политики по информационной безопасности исключают подобное», — заявили в ГРС.

Ведомство потребовало выпустить опровержение «несоответствующей действительности статьи» на Kloop.kg. Редакция заявила, что не намерена этого делать, после чего ГРС пообещала подать в суд.

Фарид Ниязов, бывший глава предвыборного штаба Жээнбекова, а ныне руководитель администрации президента, заявил, что они не использовали «Самару» и назвал информацию о «Самаре» — «чьей-то провокацией».

«Это, безусловно, не имеет никакого отношения к работе штаба. Я считаю, что это больше похоже на чью-то провокацию, провокацию тех, кому не нравится, что у нас в Кыргызстане люди могут так спокойно избирать на прозрачных демократичных выборах», — сказал он.

Ниязов добавил, что социал-демократы изучают информацию по «Самаре».

После отказа редакции удалять материал пресс-секретарь ГРС Мелис Эржигитов не отвечал на звонки журналистов редакции больше недели.

Он заявил, что впредь будет общаться с журналистами только «в судебном порядке». Чуть позже формулировка изменилась и на каждый вопрос журналиста он отвечал просьбой направить официальный запрос.

На официальный запрос о предоставлении результатов расследования ГРС ответило отказом, назвав эту информацию конфиденциальной.

Ушедший с поста президента Алмазбек Атамбаев заявил на своей последней пресс-конференции, что ГКНБ занимается расследованием по «Самаре». Однако он добавил, что расследование спецслужб может обернуться против издания Kloop.kg, а сам материал назвал «провокацией».

«Товарищи из «Клоопа», там уже ГКНБ занимается. И там связь вылезет совсем не с Сооронбаем Жээнбековым, а скорее в вашу сторону пойдет, вот увидите. ГКНБ этим занимается. Это специальная провокация, организованная… Давайте подождем результатов расследования», — заявил Атамбаев.

Спецслужбы подтвердили Kloop.kg, что расследование по «Самаре» проводится, но отказались разглашать подробности. Пресс-секретарь ГКНБ Рахат Сулайманов заверил, что итоги расследования обнародуют, как только они станут известны.

Премьер-министр Сапар Исаков, который курирует программу электронного правительства «Таза Коом» — этот проект также находился на сервере, на котором работала «Самара» — также говорит о том, что проходят проверки, и нахождение сайта samara.kg на сервере ГРС пока не доказано.

По его словам, первым делом проверки касались того, повлияла ли «Самара» на выборный процесс, и было ли проникновение в систему ГРС.

«Эксперты, специалисты, которые этим занимаются, в один голос сказали и доказали, что вмешательства в систему не было. То есть, не было внешнего вмешательства», — сказал Исаков.

Он пообещал, что виновные будут наказаны, если будет доказано, что «Самара» была на правительственном сервере, и это нанесло какой-то урон.

«Если результаты расследования покажут, что нельзя было этого делать и доводить эту ситуацию до такого, и что эта ситуация нанесла такой-то урон, соответственно, там тяжесть наказания последует исходя из этого», — сказал премьер-министр.

ГРС провела свою первую пресс-конференцию о «Самаре» через полтора месяца после выхода первой части расследования.

На пресс-конференции начальник информационных систем «Инфокома» Эрик Табалдиев заявил, что внутреннее расследование проводила комиссия, в которую вошли «компетентные специалисты» из разных департаментов ГРС.

По его словам, они посмотрели «абсолютно все логи» и ничего не нашли. «Никаких действий, которые ссылали бы для этих двух доменов (samara.kg и mls.kg), никаких записей таких обнаружено не было», — сказал Табалдиев.

Он также заверил, что внутреннего сговора между сотрудниками о размещении «Самары» на правительственном сервере не было.

«Что какой-то сотрудник или двое-трое сотрудников договорились и настроили, потом удалили — таких действий тоже мы не нашли», — сказал начальник информационных систем «Инфокома».

Начальник управления правового обеспечения центрального аппарата ГРС Кубат Черикчиев выдвинул такую версию того, почему журналисты редакции обнаружили «Самару» на их сервере.

«Рабочая комиссия отметила, что злоумышленники, возможно, пытались использовать ip-адрес ГРС с целью обмана систем безопасности, фальсификации и сокрытия истинного адреса», — сказал он.

Тогда Черикчиев вновь пообещал, что ГРС подаст в суд на авторов расследования, но не назвал точной даты, когда иск будет подан. Статс-секретарь ГРС Данияр Бакчиев на одном из публичных мероприятий также заявил, что служба будет судиться.

Однако ни Эржигитов, ни Бакчиев, ни сама ГРС не привели ни одного контраргумента против собранных журналистами Kloop.kg доказательств нахождения «Самары» на их сервере.

На той же пресс-конференции ГРС обвинила журналистов Kloop.kg в нападках и «бомбардировании» службы запросами. При этом ведомство отказывается общаться с журналистами и просит высылать им официальные запросы.

«Вот эти непрекращающиеся запросы и нездоровые интересы со стороны определенного новостного веб-сайта нас начали беспокоить», — сказал Черикчиев.

Сразу после пресс-конференции государственное информагентство «Кабар» опубликовало материал с цитатой представителя «Азии Инфо» о том, что «Самара» работала вне системы ГРС. Сам сотрудник «Азии Инфо» ничего подобного не говорил.

Через несколько часов после разговора с журналистом Kloop.kg «Кабар» изменил цитату, но в материале все равно осталась неточность — в абзаце перед уже исправленной цитатой написано «Кочанов указал, что специалисты данной организации также провели внутреннее расследование по работе системы ГРС».

Кочанов не говорил такого на пресс-конференции, а «Азия Инфо» не могла заниматься расследованием по работе системы ГРС, так как не имеет к ней доступа — система ГРС засекречена, и для работы с ней требуется определенный уровень доступа.

По сообщению сайта Новости Кыргызстана