Facebook | Город Алматы 
Выберите город
А
  • Актау
  • Актобе
  • Алматы
  • Аральск
  • Аркалык
  • Астана
  • Атбасар
  • Атырау
Б
  • Байконыр
Ж
  • Жезказган
  • Житикара
З
  • Зыряновск
К
  • Капчагай
  • Караганда
  • Кокшетау
  • Костанай
  • Кызылорда
Л
  • Лисаковск
П
  • Павлодар
  • Петропавловск
Р
  • Риддер
С
  • Семей
Т
  • Талдыкорган
  • Тараз
  • Темиртау
  • Туркестан
У
  • Урал
  • Уральск
  • Усть-Каменогорск
Ф
  • Форт Шевченко
Ч
  • Чимбулак
Ш
  • Шымкент
Щ
  • Щучинск
Э
  • Экибастуз

Олег Чагин: нет гавайской музыки — есть гавайский колорит

Дата: 04 октября 2017 в 12:16 Категория: Новости культуры

Олег Чагин: нет гавайской музыки — есть гавайский колорит
Еще лет пять назад маленькая четырехструнная гитара укулеле, которую называют также гавайской, считалась экзотическим инструментом. Сегодня в Новосибирске работает целый специализированный магазин по продаже укулеле. И находятся музыканты, которые активно демонстрируют игру на укулеле непросвещенной публике В первом ряду среди этих музыкантов стоит Олег Чагин. Олег — профессионал с большой буквы: не каждый гитарист имеет консерваторское образование, да еще красный диплом. Олег занимается преподавательской деятельностью и устраивает камерные концерты в культурных заведениях, чередуя игру с просвещением зрителей, где нет места отвлечениям на еду и напитки. Как правило, исполнитель не использует средств усиления звука, предпочитая живой звук. Раньше Олег чередовал гавайскую гитару с классической, сейчас же целиком отдает себя укулеле: именно этот инструмент помогает ему полностью раскрыться как музыканту. Наш герой считает, что небольшие помещения и небольшое количество зрителей (когда можно видеть глаза людей и видеть их реакцию) – — оптимальный вариант для укулеле.  Наверное, нет смысла описывать, как звучит гавайская гитара: ее приятная особенная мелодика знакома многим. Под ее звучание сразу предстает в воображении море и пальмы. Довелось мне и слушать, как на улице двое ребят исполняли под укулеле забавные частушки-куплеты, что говорит о том, что возможности гавайского инструмента неограниченны. Об этом мы сейчас и поговорим с Олегом Чагиным. — Олег, как вам в руки попал такой экзотический инструмент, как укулеле? — Лет пять назад на уроке у моего преподавателя Аркадия Бурханова (читатели газеты «Честное слово» хорошо знают бессменного руководителя ансамбля Новосибирской филармонии «Инсула Магика». — Прим. ред.) мы заговорили о маленьких гитарах. И он мне сказал, что сейчас набирает силу такой инструмент, как укулеле. Он уже пользуется огромной популярностью в странах Европы, в Америке, в Канаде, в Японии, в Юго-Восточной Азии, и вот эта волна сейчас потихоньку начинает доходить до России. А я как раз собирался тогда с моей будущей супругой в Таиланд, и его слова запали мне в душу. — Наверное, сподвигла еще и мысль о том, что ниша укулеле в Новосибирске не была занята? — Вот об этом я как раз не думал. Просто решил, что надо посмотреть, что это такое: у меня было представление об этом инструменте, как и у большинства людей, как о некой игрушке. Мне представлялись какие-то фильмы с мексиканцами в огромных шляпах, а чего-то более конкретного об укулеле я не мог сказать.  Я нашел в интернете ролики гавайских музыкантов и был поражен, насколько этот  инструмент может интересно звучать, насколько он может быть разнообразным и что он совсем не примитивный, каким кажется со стороны. И я загорелся идеей приобрести его и научиться на нем играть. И вот мы поехали в Таиланд, где я и приобрел свою первую укулеле.  Почему пришлось покупать именно за границей: в Новосибирске в то время невозможно было приобрести настоящую хорошо звучащую укулеле. Эти инструменты если и продавались, то висели в магазинах для ассортимента – — для интерьера.  В Таиланде  есть такое развлечение для туристов – — кидать монетку в сторону большого Будды таким образом, чтобы она попала ему в пуп, загадывая при этом желание. Я попал и загадал -– освоить новый инструмент — так что в каком-то смысле  получил благословение от высших сил. — Помимо размера, чем еще укулеле отличается от классической испанской гитары? — У укулеле своеобразный строй: если на гитаре ноты идут по порядку, то есть от нижней к верхней, то здесь самые высокие звуки находятся по краям (это 4-я и 1-я струна). Есть еще некоторое своеобразие настройки, но к этому привыкаешь. — Сложно ли было найти ноты для укулеле? — Немало нот есть в интернете, но они не совсем концертного уровня -– это, скорее, некий материал для обучения, чтобы освоить какие-то азы аккомпанемента на укулеле. А вот композиций, с которыми можно выступать на публике – — минимум, да и найти их трудно. Я выхожу из положения тем, что пишу собственные аранжировки к современной, джазовой, народной и старинной музыке. — Действительно ли укулеле позволяет играть в совершенно разных стилях? — На укулеле в самом деле можно играть совершенно разную музыку – — этот инструмент не обязывает к какому-то определенному жанру. И всемирную популярность укулеле получила как раз благодаря своей универсальности.  Но лучше использовать укулеле в характерной музыке – — в мексиканских песнях, в испанских танцах — она дает им особенную краску. Олег начинает демонстрировать возможности своего инструмента. Сначала показывает «народность» (играет «Калинку») — получается эдакий балалаечный вариант. Банджо тоже можно изобразить на укулеле (играет «Неудачное свидание»). Затем идет классическая «Аве Мария» Шуберта — здесь инструмент звучит ближе к обычной гитаре, однако укулеле выдает высокий звук. Наконец, Besame mucho выходит уже в оговоренном мексиканском стиле. Как пояснил Олег, старинная музыка тоже хорошо звучит на укулеле — все потому, что укулеле — прямой потомок древней  гитары, у которой изначально тоже было всего четыре струны.  — Олег, у меня возникло ощущение, что звук у укулеле не такой размашистый, как у классической гитары — выходит, возможностей все-таки поменьше будет? —  Ну, может быть (виновато улыбается). С одной стороны, да — возможностей у укулеле немножко поменьше, чем у классической гитары. А с другой стороны, у нее есть некоторые преимущества. Конечно, диапазон не такой — мы здесь не можем, как на классической гитаре, играть мелодию, басы и сопровождение одновременно, но зато атака звука ярче. Сам по себе укулеле инструмент более яркий, а гитара — более камерный, более лиричный инструмент.  — Странно, что на вашем концерте я не услышала гавайской музыки… — Когда меня спросили, играю ли я гавайскую музыку, оказывается, что гавайской музыки в моем репертуаре и нет. Скажу больше: если вы придете на концерт самого известного гавайского музыканта Джэйка Шимабукуро, то вы тоже не услышите гавайскую музыку. И даже то, что называется гавайской, будет звучать совершенно по-европейски. Все дело в том, что гавайская музыка как таковая практически не существует. Есть  лишь стилизация, которая идет от аккомпанемента – — от своеобразного звучания укулеле как аккомпанирующего инструмента. Звучание же зависит от дерева, из которого изготовлен инструмент, и от размера самой укулеле.  Здесь имеет смысл рассказать историю зарождения гавайской гитары. Прародителями ее были португальские инструменты – — брагинья и кавакиньо. Когда португальские иммигранты поселились на Гавайских островах, то привезли с собой и эти инструменты. Но европейцы столкнулись с проблемой, что на Гавайских островах нет привычных им деревьев — нет ели, нет кедра, нет привычного для изготовления гитар палисандра (палисандр, правда,  не в Европе рос, но его там активно применяли). И они начали искать, чем заменить ель, чем заменить кедр, и нашли такое гавайское дерево коа. Оно довольно своеобразное:  у него очень темная древесина, само дерево плотное и крепкое,  и гавайская музыка, гавайский колорит именно в этом дереве. Это дерево придает особый тембр. Так что гавайская гитара появилась и развивалась именно на Гавайских островах, а потом уже распространилась по всему миру. — Португальцам сложно было привыкнуть к новому получившемуся  инструменту? — Действительно, если мы посмотрим на современные португальские инструменты (те же брагинью и кавакиньо), то они немножко другие. Брагинья если и близка по форме укулеле, но у нее другие струны — металлические, у кавакиньо тоже металлические. Так вот, португальцы поменяли у укулеле струны на жильные (впоследствии нейлоновые) и изменили строй. Возникла проблема и с размером: португальские инструменты были очень маленькие, и, видимо, не всем было удобно играть на них. И вот как раз укулеле начали изготавливать размером побольше. Первоначальный размер укулеле -– это укулеле-сопрано (самые маленькие), потом был изготовлен укулеле-концерт и затем укулеле-тенор – — самый крупный (к слову сказать, все четыре гитары Олега – — укулеле-концерт, этот вид укулеле удобен тем, что имеет оптимальное расстояние между ладами и не требует большой растяжки пальцев, как у укулеле-тенора, укулеле же сопрано из-за маленького рамера часто имеет проблемы со строем, со струнами и настройкой. — Прим. ред.). Однако размер укулеле не влияет на высоту ее звучания: и сопрано, и концерт, и тенор совершенно одинаковы и по высоте, и по настройке. Семейство укулеле пробовали расширять — есть совсем маленькая укулеле — сопранино, есть побольше — укулеле-баритон, но это не совсем самостоятельный инструмент — это как гитара без 5-й и 6-й струны. И если вы хотите серьезно играть на укулеле, надо все-таки приобретать  концерт или тенор. Разнообразие укулеле не только в размерах, но и в формах — в свое время при изготовлении корпуса укулеле использовали даже деревянные коробки из-под кубинских сигар. Раньше так поступали из необходимости (когда не было возможности изготовить укулеле из хорошего дерева), сейчас — ради стилизации, изготавливая инструмент в виде коробки из-под сигар. Иногда у укулеле делают корпус, как у банджо, то есть круглый. Есть треугольные корпуса, как у балалайки. У нас в России также одна фирма начала делать укулеле с треугольными корпусами, даже придумали свое название — бакулеле. Сильного распространения  этот инструмент пока не получил, но кто знает… — Что проще: прийти к укулеле через классическую гитару или начать сразу с этого инструмента? — Некоторые преподаватели говорят, что можно, наоборот, прийти из укулеле в гитару: укулеле — маленький инструмент, и можно начать на нем заниматься с очень раннего возраста. Но я не сторонник этого метода. В Москве вот есть преподаватель, который этим занимается. Дело в том, что укулеле — все-таки своеобразный инструмент и нельзя, во-первых, упрощать его — что, мол, он примитивный и через него можно  прийти к гитаре. Это самостоятельный инструмент. А во-вторых, посадка за него очень своеобразная -– я вот использую ремень. А как детей посадить за этот инструмент? Мне кажется, прийти через гитару проще, если  у ребенка уже поставлены руки  — тогда он берет и разом  осваивает укулеле. Но, конечно, можно и ни на чем не заниматься и прийти, допустим, в двадцать лет, захотев играть на укулеле, и освоить какие-то начальные навыки. Это может быть аккомпанемент песням – — это даже проще сделать, чем на гитаре: если на гитаре мы упираемся в  сложный прием баррэ, который не всем дается, то на укулеле этот прием гораздо легче, поскольку струн меньше, и  аккордику можно освоить довольно быстро даже человеку неподготовленному. Чем еще хороша укулеле: ее легче взять с собой в поход, чем гитару. Недаром среди трактовок названия укулеле есть такая: «подарок, пришедший сюда».  — Есть ли у укулеле будущее в Новосибирске? — Конечно: я вижу, что магазины музыкальных инструментов стали расширять ассортимент укулеле, хотя  рынок еще не готов покупать дорогие инструменты. Обычно этим увлекаются  молодые люди, студенты, школьники, которые не могут себе позволить платить 5—6 тысяч и стараются приобрести простейший инструмент за 3—4 тысячи, но, как правило, это инструменты не лучшего качества. Но будем надеяться, что со временем эта ситуация поменяется. А вообще у укулеле большое будущее — — этот инструмент может и, думаю, станет еще одним инструментом в семействе народных инструментов, и в том числе русских народных инструментов. Отнесли же к народным инструментам в нашей стране классическую гитару…  А народность укулеле в том, что на ней могли бы играть все. Все тот же Джэйк Шимабукуро сказал как-то в своем интервью: если бы у каждого человека на планете была бы укулеле и, соответственно, он играл бы на ней, то в мире, наверное, не было бы войн.

Яна ДОЛЯ, 

«ЧЕСТНОЕ СЛОВО»

 

По сообщению сайта Информационный портал «ЧЕСТНОЕ СЛОВО»