Кто владеет золотодобывающими компаниями Кыргызстана: анализ 136 недропользователей

Дата: 24 ноября 2025 в 15:24

Tazabek — Издание Tazabek подготовило материал о недропользователях, имеющих лицензии на добычу и геологоразведку месторождений золота, а также о том, граждане какой страны владеют этими компаниями.

Согласно данным Министерства природных ресурсов, в Кыргызстане на ноябрь 2025 года имеется 2063 действующих лицензии. Из них более 10% выдано на геологоразведку и добычу золота — от крупных и коренных месторождений до участков россыпей.

Эти 223 лицензии, выданные на геологоразведку и добычу золота, принадлежат 136 компаниям.

Больше всего Министерство природных ресурсов, экологии и технического надзора Кыргызской Республики выдало лицензий на россыпное золото — 39%, затем идут месторождения золота — 34%, золото и другие элементы — 22%, и коренное золото — 4%.

 

География недропользования

Большая часть лицензий, выданных Минприроды на право пользования недрами с целью поиска, разведки и разработки месторождений золота (или золотосодержащих руд), а соответственно, и большинство компаний сосредоточены в южных и центральных регионах Кыргызстана.

Большинство крупных рудных месторождений, а также многочисленные россыпи золота находятся в Жалал-Абадской области, на которую приходится более 53% от общего числа лицензий. В связи с этим там и сосредоточено большинство недропользователей.

Можно сделать вывод, что Жалал-Абадская область имеет особую геологическую привлекательность для золотодобычи, что обусловливает активное инвестиционное присутствие.

Второе место по количеству лицензий занимает Чуйская область — здесь почти в пять раз меньше, чем у Жалал-Абадской области, примерно 25 лицензий. Баткенская область незначительно уступает Чуйской области с 22 лицензиями. Затем идет Ошская область с 20 лицензиями, что подтверждает, что южный регион имеет высокий потенциал для золотодобычи. В Нарынской области — 19 лицензий.

Две оставшиеся области — Таласская (12 лицензий) и Иссык-Кульская (6 лицензий) — значительно отстают от всех остальных, но примечательно, что именно в этих областях находятся такие крупные месторождения, как «Джеруй» и крупнейшее месторождение золота Кыргызстана — «Кумтор».

Примечательно: график, представленный в материале, включает информацию о выданных лицензиях по регионам. Однако это не означает, что в отдельном регионе имеется столько месторождений, поскольку на одно месторождение может приходиться несколько лицензий по разной классификации.

Насколько прозрачен бенефициарный состав: Что говорят данные о прозрачности сектора? 

В среднем, каждая пятая золотодобывающая компания на территории Кыргызстана имеет среди своих бенефициаров граждан или юридических лиц Китая. Это указывает на значительное экономическое присутствие и инвестиционный интерес КНР в ключевой отрасли страны, как золотодобыча. При этом, как правило, именно у компаний с китайским участием информация о бенефициарах указана наиболее полно и развернуто. Обычно в таких записях указаны как несколько конкретных физических лиц, так и ряд юридических структур.

Несмотря на заметное иностранное присутствие, граждане Кыргызстана сохраняют лидирующие позиции по общему количеству упоминаний в качестве бенефициаров золотодобывающих компаний страны.

Примечательно: График, представленный в материале, включает информацию о гражданстве бенефициаров 136 проанализированных компаний. Одна юридическая компания может иметь несколько бенефициаров с различным гражданством. Следовательно, общее количество упоминаний стран на графике отражает не число компаний, а суммарное количество гражданств, зарегистрированных в качестве владельцев этих 136 компаний.

Серьезным препятствием для проведения полноценного анализа и оценки структуры рынка является отсутствие или неполнота сведений о владельцах у большинства компаний. Более одной трети всех компаний, работающих в секторе добычи золота, либо не предоставили никаких данных о своих бенефициарных владельцах, либо указали «Без указания сведений».

Такая доля непрозрачности усложняет процесс детального анализа происхождения вложенного капитала.

Что такое бенефициарное право и что оно даёт?

В отчете Opening Extractives бенефициарные владельцы определяются как люди, которые в конечном итоге получают выгоду от деятельности и прибыли компании либо фактически контролируют ее работу, даже если формальными владельцами выступают другие юридические или физические лица. Сокрытие таких бенефициаров повышает риски коррупции и делает для государства непрозрачным, кто участвует в тендерах, финансирует политиков или ведет бизнес.

«Как показал опыт Кыргызской Республики, непрозрачная система лицензирования и недоступность сведений о конечных собственниках ведет к повышению недоверия населения, как к горнодобывающим компаниям, так и к государственным органам в сфере недропользования», — говорится в отчете ИПДО в КР за 2017 год.

Председатель правления Ассоциации горнопромышленников и геологов КР  Дуйшенбек Камчыбеков изданию Tazabek рассказал, что одной из причин, почему компании скрывают своих бенефициаров, является желание избежать налогов.

«Когда компания получает лицензию на месторождение, она платит большую сумму в качестве бонуса, которая зависит от площади и запасов. В Налоговом кодексе есть большой раздел «Налоги при недропользовании». Там написано: если доля среди бенефициаров меняется на 10%, то бонус должен быть выплачен заново в обязательном порядке. По золотодобыче раньше расчет был по запасу — $60 тыс. за каждую тонну. По моему мнению, эта проблема до сих пор не решена до конца. Например, в некоторых крупных проектах мы до сегодняшнего дня не знаем, кто выступает бенефициаром. Поэтому мы должны внести соответствующие изменения в законы, нормы и положения. Из-за этих проблем бюджет теряет средства», — пояснил Камчыбеков.

Для снижения этих рисков внедряется бенефициарная прозрачность (beneficial ownership transparency — BOT), это когда правительства обязывают компании собирать и раскрывать информацию о своих бенефициарных владельцах.

В том же отчете говорится, что BOT описывается как инструмент, который позволяет собирать и раскрывать данные о структуре собственности и тем самым укрепляет управление в секторе, в долгосрочной перспективе это должно обеспечить перераспределение большего объёма доходов от добычи в пользу общественных услуг для граждан.

Например, Opening Extractives в Монголии поддержала пятимесячную программу обучения для журналистов и дата-аналитиков, в которой приоритетом были данные о бенефициарных владельцах, госрасходах и госзакупках. Одна из групп проанализировала выдачу разрешений на перевозку угля между Монголией и Китаем и показала, что примерно треть таких разрешений за январь–февраль 2023 года была выдана компаниям, конечными владельцами которых являются политически значимые лица или иностранные собственники. Публикация этих данных помогла привлечь правительство к ответственности за его практику распределения. Хотя это не привело к немедленному прямому результату, она внесла свой вклад в продолжающиеся в стране усилия по борьбе с коррупцией.

Итоги 

В настоящее время Министерство природных ресурсов, экологии и технического надзора Кыргызской Республики осуществляет публикацию реестра «Действующих лицензий» в формате таблицы Excel, который включает 36 столбцов.

Данный реестр содержит ключевую информацию, включая, наименование месторождения, название недропользователя, местоположение объекта (область, район, координаты), сведения о бенефициарах и прочие данные.

Отмечается, что представленные сведения характеризуются хаотичным расположением, отсутствием унифицированного стандарта заполнения ячеек, а также наличием грамматических и смысловых ошибок. Указанные недостатки существенно затрудняют процесс анализа и исключают возможность систематизации (сортировки) объектов.

Кроме того, в части указания гражданства бенефициаров наблюдается неоднозначность интерпретации данных. Ввиду отсутствия единого стандарта заполнения, не представляется возможным определить, отражает ли запись общее число граждан с конкретным гражданством или их последовательность среди бенефициаров.

Также не хватает отдельных страниц с содержанием документа и методологическими пояснениями.

Дополнительно фиксируется неполнота сведений по ряду ключевых полей, включая информацию о бенефициарах, координатах, наименованиях месторождений или иных необходимых параметрах.

Помимо реестра Минприроды, есть портал «Открытый бюджет» и достаточно удобный реестр Министерства юстиции КР, но с ограниченными данными.

За последними событиями следите в Телеграм-канале @tazabek_official

По сообщению сайта Tazabek