Почему в Казахстане два детских онкоцентра и могут ли открыть в регионах: ответ главного детского онколога

Дата: вчера в 19:58

Сейчас в Казахстане только два медицинских учреждения, где лечат детей с онкологическими заболеваниями. Детям из регионов с такими диагнозами приходится регулярно ездить либо в столицу, либо в Алматы. Курс лечения от рака – процесс длительный и сложный, зависит от вида заболевания и других факторов. Чтобы узнать, как сейчас обстоит ситуация с детской онкозаболеваемостью в Казахстане и что планируется сделать для улучшения качества оказания медицинской помощи, корреспондент Arnapress.kz поговорил с главным внештатным детским онкологом Минздрава РК Ляззат Манжуовой.

– Какова заболеваемость раком среди детей в Казахстане в год? 

– В год впервые заболевает онкологическими заболеваниями около 600 детей Казахстана. В пересчете на численность детского населения заболеваемость составляет около 10 случаев на 100 000 детского населения. 

– Сколько сейчас состоит на учете детей с онкозаболеваниями? 

– На 1 июля текущего года под динамическим наблюдением детских онкологов и гематологов страны состояло 4722 ребенка с различными гематологическими и онкологическими заболеваниями.

– Какие виды рака чаще всего встречаются у детей в Казахстане?

– В структуре злокачественных новообразований (ЗНО) у детей в Казахстане, как и во всем мире, превалируют случаи острого лейкоза. На втором месте – опухоли центральной нервной системы, затем следуют саркомы мягких тканей, лимфомы. С одинаковой частотой (около 5,7-5,8% от всех случаев ЗНО) встречаются нефробластомы, герминогенноклеточные опухоли, саркомы костей, нейробластомы.

– В каких регионах больше всего болеет детей?

– Если считать в абсолютных числах, то больше болеет ЗНО детей в Туркестанской области и городах Алматы, Астана и Шымкент. Но при пересчете на численность детского населения заболеваемость выше среднереспубликанского показателя в северных, восточных регионах страны, а также в городах республиканского значения.

– В чем основные причины детской заболеваемости?

– В основе любого ЗНО лежат генетические мутации в соматических клетках организма. Рак может возникнуть в любом органе человека. Однако иммунная система человека призвана вовремя распознавать такие мутировавшие клетки и уничтожать их. В случае, когда подобные мутации не распознаются своевременно иммунной системой ребенка, и, соответственно, мутировавшие клетки не уничтожаются вовремя, возникает клон патологических клеток. Мутировавшие клетки отличаются быстрым размножением и отсутствием дифференциации. Возникновение мутаций в клетках обусловлено разными факторами – воздействием окружающей среды (различные инфекции, например, вирус Эпштейн-Барр, ВИЧ, гепатит В и С и так далее), различные экологические вредности, примерно в 10% случаев причиной рака у детей является генетическая предрасположенность и наследственность. Однако в большинстве случаев определить точно причину возникновения рака у ребенка не представляется возможным в отличие от взрослых.

– Все ли виды онкозаболеваний научились лечить у детей в Казахстане?

– Основными принципами лечения онкологических заболеваний у детей являются программная полихимиотерапия, хирургическое лечение, лучевая терапия. При некоторых видах рака используются таргетные и иммунные препараты. Практически при всех основных видах онкозаболеваний у детей в Казахстане есть клинические протоколы диагностики и лечения, то есть лечение доступно.

– Можно ли как-то предостеречься и предпринять какие-то профилактические меры, чтобы избежать развития опухолей у ребенка?

– У детей каких-либо мер профилактики рака не существует. Условно профилактировать возникновение ЗНО у детей можно опосредованно через улучшение состояния здоровья их родителей, то есть предотвращение курения, лечение хронических инфекций, правильный образ жизни и так далее. Другим аспектом профилактики рака у детей является формирование у самих детей такого образа жизни, который будет в дальнейшем предотвращать и уберегать этого ребенка уже во взрослом организме от возникновения рака. К сожалению, скрининговые исследования на раннюю диагностику рака у детей в отличие от взрослых являются неэффективными.

– Какова детская смертность от онкозаболеваний в Казахстане?

– Смертность от онкозаболеваний в Казахстане в течение последних 10 лет составляет в среднем 2,7 случая на 100 000 детского населения (около 150-175 детей в год). Причины смертности детей с ЗНО – это первичная резистентность к химиотерапии, прогрессия заболевания или смерть от осложнений самого заболевания еще до начала терапии или от осложнений терапии заболевания.

– В чем отличия детского лечения онкологии от взрослого?

– Детская онкология в целом отличается от взрослой онкологии по многим параметрам – по статистике заболеваемости, смертности, по структуре видов рака, по морфологии опухоли, по принципам и целям терапии. Так, если у взрослых наиболее частыми видами ЗНО являются рак желудка, рак шейки матки, молочной железы, то у детей такие виды рака встречаются крайне редко. У детей превалируют мезенхимальные опухоли, тогда как у взрослых эпителиальные и так далее. Во многом именно это определяет разницу в терапии взрослого и детского рака.

В детском возрасте основная цель терапии ЗНО – это полное излечение и восстановление всех функций организма. Основными принципами лечения онкологических заболеваний у детей являются программная полихимиотерапия, лучевая терапия и хирургическое лечение. При некоторых видах рака используются таргетные и иммунные препараты. Сами принципы и методы терапии у детей и взрослых схожи, однако предпочтение отдается полихимиотерапии, у детей достаточно широко используются высокодозные режимы химиотерапии в отличие от взрослых. Это обусловлено тем, что мезенхимальные виды рака более чувствительны к химиолучевой терапии. Лучевая терапия применяется в щадящих режимах, с максимальной защитой окружающих тканей, нередко комбинируется с химиотерапией и оперативным лечением. Все шире стали использоваться локальные методы химиотерапии – интраартериальная химиотерапия, химиоэмболизация, лазеротерапия и так далее.

– Каков процент излечиваемости? Что увеличивает вероятность выздоровления? Сколько лет в среднем живут пациенты после лечения?

– Излечением от рака у детей считается при многих его видах – пятилетняя бессобытийная выживаемость. То есть, если у ребенка, например, с лейкозом, после достижения ремиссии в течение пяти лет не возникло рецидива заболевания, то ребенок по истечении этого срока снимается с наблюдения как выздоровевший. Так же по остальным видам рака. В отличие от опухолей кроветворной системы (лейкозов, лимфом) при солидных опухолях иногда после лечения остается остаточная опухоль. Тогда рекомендуется динамическое наблюдение с применением лучевых методов диагностики для контроля роста или регрессии опухоли. Разные виды ЗНО по-разному отвечают на терапию, то есть показатели выживаемости отличаются по видам ЗНО. Выживаемость зависит от многих факторов: типа опухоли, ее расположения в организме, стадии заболевания, возраста ребенка.

Так, при остром миелобластном лейкозе, нейробластоме выживаемость составляет около 54%, при опухолях центральной нервной системы около 40%, а при лимфоме Ходжкина, ретинобластоме, многих герминогенноклеточных опухолях – свыше 90%. Хуже показатели выживаемости у детей до одного года и у подростков.

Так как профилактировать рак у ребенка практически невозможно, то, конечно, крайне важно своевременно диагностировать болезнь и правильно начать лечить. Но и тут есть определенные причины, почему сложно выявить ребенка с ЗНО, так как на начальных этапах рак у детей «маскируется» под разные заболевания, в первую очередь – под инфекционные заболевания. Иногда опухоль растет у ребенка абсолютно бессимптомно, и бывает, что родители обнаруживают ее при купании ребенка. Но чем раньше диагностируешь болезнь, до ее прогрессирования и метастазирования – тем больше шансов на излечение.

– Как часто возникают рецидивы, появляются метастазы и образуются повторные опухоли уже после завершения курса лечения и выписки ребенка? Насколько опасны такие ситуации?

– Рецидив или повтор болезни, когда уже на протяжении определенного времени не было признаков болезни возникает в случае, если, несмотря на проводимое интенсивное лечение, остается остаточный клон патологических клеток. Этот клон может настолько ничтожно маленьким, что распознать его обычно не всегда удается. Рецидивы возникают, как правило, в первые два года от начала лечения, однако с учетом возможности более продолжительного периода наблюдения за ребенком, некоторые авторы отмечают более поздние рецидивы в течение 5-10 лет от начала лечения. Частота рецидивов при разных видах рака у детей различная, от 15 до 30%.

Метастазы – это вторичные очаги раковых клеток. Метастазы появляются с начала заболевания, то есть, когда опухоль образуется и начинает расти. Однако если иммунная система справляется с распространением опухоли, то метастазирование может протекать медленно и незаметно. Для разных видов рака характерны различные виды распространения метастазов и их локализация в определенных органах. Чем более распространенная опухоль (чем больше метастазов), тем агрессивнее болезнь.

– Почему в Казахстане всего два детских медучреждения, где лечат детей от онкозаболеваний – в Алматы и в Астане? Чем вы можете объяснить переполненность Научного центра педиатрии и детской хирургии в Алматы, где пациентов приходится располагать даже в карантинных боксах и игровых комнатах?

– Лечение детей с ЗНО в Казахстане централизовано в двух республиканских научных центрах. Это обусловлено тем, что возможности адекватной лабораторной, лекарственной поддержки, заместительной терапии есть именно в этих двух центрах. Открыть новый центр означает набрать достаточный штат обученных сотрудников, оснастить клинику мощной лабораторией, которая позволит не только верифицировать болезнь в самом начале, но и позволит постоянно мониторировать болезнь, отслеживать лечение и ее осложнения, а также организовать правильно лекарственное обеспечение и гемотрансфузионную терапию. На сегодня такие возможности есть только в двух центрах. В Научном центре педиатрии и детской хирургии получают лечение в основном дети из южных и восточных, частично из западных регионов, где исторически численность детского населения выше. Поэтому имеет место перегруженность отделений онкологии и гематологии этого центра. Карантинные боксы представляют собой отдельные изолированные палаты с достаточно комфортными условиями, пребывание в таких боксах детей не влечет каких-либо негативных последствий для здоровья детей.

– Планируется ли увеличивать количество детских онкоклиник, открывать в регионах, чтобы дети могли проходить лечение ближе к дому?

– Учитывая статистику детского рака в стране, нет целесообразности в открытии детских онкоклиник в каждом регионе. Дети должны получать лечение однозначно в детских медицинских организациях, где есть мультидисциплинарная команда детских специалистов. Поэтому открытие в каждой областной детской больнице отделения для лечения детей с онкологическими заболеваниями повлечет, с одной стороны, чрезмерные, неоправданные затраты системы здравоохранения, с другой стороны, риски по росту осложнений и смертности детей.

– Насколько нам известно, в Казахстане существует дефицит специалистов по лечению детской онкологии, они только начали выпускаться из вузов? Сколько сейчас детских онкологов в Казахстане?Сколько и какие специалисты сейчас необходимы стране для покрытия дефицита в этой сфере? Где в Казахстане их готовят? Какие меры предпринимаются для увеличения количества специалистов?

– Детские онкологи и гематологи подготавливаются на образовательных программах резидентуры по специальности «Онкологи и гематология детская». Ежегодно выделается около 15 грантов на подготовку специалистов по данному направлению. Обучение проходит в Научном центре педиатрии и детской хирургии, Казахском Национальном медицинском университете имени С. Д. Асфендиярова, в Корпоративном Фонде University Medical Center, в Южно-Казахстанской Медицинской академии. Всего на сегодня работает 92 детских онколога и гематолога, 50 из которых работают в двух республиканских центрах, 42 – в регионах. Практически в каждом регионе страны есть сертифицированные специалисты, но в некоторых регионах с учетом протяженности региона и численности детского населения, есть еще необходимость доукомплектации детскими онкологами и гематологами. Но лечение детского рака – это задача мультидисциплинарной команды, поэтому крайне важно готовить еще специалистов лабораторного дела – патоморфологов, цитологов, иммунологов, генетиков, специалистов лучевой диагностики, а также детских хирургов, детских урологов, нейрохирургов, невропатологов и других специалистов, знающих детскую онкологию.

– Сейчас ведется работа над Дорожной картой по совершенствованию детской онкологической службы в Казахстане. На какой период она рассчитана? Когда планируется принять? Какие меры предусмотрены а рамках дорожной карты? Какой объем финансирования необходим для этой сферы? Достаточно ли финансирования на данный момент?

– Мы завершаем работу над Дорожной картой по совершенствованию оказания детской онкологической и гематологической помощи детям в РК на 2022-2024 годы. Также ведутся мероприятия в рамках Комплексного плана по борьбе с онкологическими заболеваниями на 2023-2027 годы, где в рамках детской онкологической помощи предполагается дооснащение детских стационаров оборудованием для лучевой диагностики, оборудованием для лабораторий, отделений реанимации и интенсивной терапии. Также в рамках данного плана планируется обучение специалистов детских онкологов и смежных специальностей в ведущих мировых центрах за счет средств Общественного Фонда «Қазақстан Халқына». Кроме того Общественный Фонд «Қазақстан Халқына» в рамках мероприятий Комплексного плана проводит работу по обеспечению некоторыми таргетными и иммунными противоопухолевыми препаратами.

Фото: freepik.com

По сообщению сайта Arna Press