Памятник был создан в сжатые сроки, рассказал Игорь Баграмов, однако его концепция и композиция были продумана заранее – материал уже был в наличии, все было готово к работе. Напомним, что недавно, 25 мая, в Нуре открыли и памятник воинам-афганцам, над которым Игорь тоже работал вместе со своим напарником и товарищем Тарасом Кишкаревым, а сейчас продолжается работа над монументами погибшим на шахте им. Костенко шахтерам, которых будет два.
Памятник безвинно погибшим в годы репрессий располагается на территории музея Карлага. Это не единственный монумент авторства Игоря Баграмова: в 2010 году здесь уже установили другой – с расколотой звездой, также созданный по его эскизам. Сегодняшний монумент стал пятым в ансамбле из памятных знаков, расположенных на территории музея: здесь, помимо памятника с расколотой звездой, находятся монументы японским военнопленным, а также представителям латвийского и корейского народа.
Памятник погибшим в годы репрессий, созданный Игорем Баграмовым в 2010 году
«Новый памятник мы установили практически за четыре дня, заранее заготовив все детали. Эскиз продумывали еще прошлогодней осенью: предложение было озвучено – приступили к разработке. Монумент имеет высоту 2 метра 60 сантиметров, он расположился на аллее близ здания музея – там же находятся и другие мемориалы, также посвященные безвинно погибшим во время репрессий представителям других народов», — поделился Игорь Баграмов.
Памятник безвинно погибшим в годы репрессий казахам
Монумент на бетонном основании создан из красного и черного гранита и увенчан расколотым шаныраком, изображением руки, держащейся за колючую проволоку, а также черной птицей. Все это – отражение боли, которую пришлось пережить заключенным Карлага.
«Восемь лет я работал в музее ДКНБ по href="https://aqparat.info/city/35394-karaganda.html">Карагандинской области, создавал его как художник. Слышал много историй об арестах и расследованиях НКВД в те страшные времена... Расстреливали невинных, уничтожали местное население – тысячами, сотнями тысяч, вне зависимости от возраста... Тяжкая судьба постигла и моего деда Гинаята Баграмова: он жил в городе Балхаш, был врачом. Осудили его в 27 декабря 1937 года, в 1938 – расстреляли, а реабилитировали лишь в 1957 году. Дедушка, который прожил всего 32 года, был студентом самого первого выпуска алматинского мединститута, являлся старостой группы и в целом был общественно активным. Он тоже, кстати, рисовал, оформлял студенческие альбомы. После окончания мединститута встретил мою бабушку, Амину, которая была медсестрой – они поженились, им выделили жилье как молодым специалистам. Рядом с ними жили родные известного казахского писателя Габидена Мустафина», — рассказал Игорь Баграмов.
Гинаят Баграмов, дедушка Игоря Баграмова
К обоим памятникам, созданным Игорем Баграмовым, сегодня возложили цветы. На открытие нового монумента прибыли представители общественности и старшего поколения поселка Долинка и города Шахтинск. Представитель чечено-ингушской диаспоры и член совета ветеранов Шахтинска Хамзат Муступаев поделился: когда меня хотели забрать на работу в МУР, он отказался: с территории КазССР уезжать не хотел.
«Я был воспитан на этой земле. Меня в итоге отправили сюда, в Шахтинск. Казахстан – моя историческая родина, здесь жили мои родные, которых казахи в свое время приютили, несмотря на репрессии и голод, делились последним. Хочу, чтобы над нашей страной всегда было мирное небо», — пожелал Хамзат Муступаев.
Член Общественного совета href="https://aqparat.info/city/35394-karaganda.html">Карагандинской области Ниханбай Омарханов рассказал, что установки и открытия нового памятного знака ждали больше года и предварительно обсуждали разные варианты его воплощения.
«Мы благодарны руководству области и Шахтинска за разрешение установить этот памятник, а Игорю Маратовичу – за его создание. Много есть семей, родственники которых в те страшные годы были репрессированы... Мы помним нашу историю и не забудем ее. Сила представителей всех национальностей, которые проживают в Казахстане – в дружбе и единстве», — отметил Ниханбай Омарханов.
Поблагодарили собравшиеся и музей Карлага – за то, что здесь сохраняют историю. А в это же время в здании самого музея уже началась республиканская научно-практическая конференция «Проблемы и эффективность научного исследования истории политических репрессий в Казахстане».
В ходе встречи ее участники поговорили об интернет-проектах о политических репрессиях, о процессе реабилитации в архивных документах, обсудили историческое значение восстания заключенных Степлага, проблемы исследования лагерных отделений Карлага и другие смежные темы.
Фото автора
По сообщению сайта EKaraganda.kz