Tazabek — Обзор экономических и бизнес-новостей недели, на которые стоит обратить внимание.
«Керемет Банк» и «Евразийский Сберегательный Банк» продадут
На втором Народном курултае 16 декабря Садыр Жапаров сказал, что из 4-х госбанков останутся только два — «РСК Банк» и «Айыл Банк», а два других госбанка будут продавать, так как у них, по словам президента, «плохая предыдущая история, они не привлекают клиентов, также по ним имелись нарушения и хищения».
Речь идет о «Керемет Банке» и «Евразийском Сберегательном Банке». По какой цене и как они будут проданы пока неизвестно, но покупатели найдутся: как местные, так и иностранные. Информация, озвученная президентом, может означать старт для многих заинтересованных лиц и кругов.
В последний раз информация о продаже банка прошла в ноябре 2023 года — «Халык Банк Казахстан» заключил соглашение о продаже своей кыргызской дочки казахстанской инвестгруппе Visor Group. Ранее, в марте 2023 года, контрольный пакет банка «Бай-Тушум» купили Салымбековы, и это стало событием для местного делового мира. Сумма сделки не раскрывалась, но речь шла о нескольких десятках миллионов долларов.
Что касается «Керемет Банка», то владельцем 97,45% акций банка является Национальный банк. Сделки по покупке Нацбанком акций «Росинбанка» начались в октябре 2018 года. Тогда НБКР выкупил 71,65% акций. В январе 2019 года доля Нацбанка составила 85,2%, а в мае 2019 года — выросла до 95%. Впоследствии НБКР увеличил свою долю акций до 97,45%. С 16 августа 2019 года «Росинбанк» официально переименован в ОАО «Керемет Банк». Бывшее руководство Национального банка критиковали (а членов правления даже привлекли к ответственности и оштрафовали) за необоснованное приобретение контрольного пакета акций банка на 8 млрд сомов, тогда как «деятельность этого банка была заведомо убыточной, а активы не имели для государства финансовой целесообразности».
В декабре 2022 года стало известно о задержании нескольких сотрудников «Керемет Банка» по делу о снятии денежных средств со счета в банке представителем одного из клиентов. Последовала череда скандальных разоблачений. Позже Генеральная прокуратура КР сообщила, что обвиняемые возместили нанесенный пострадавшим ущерб. Следствие все ещё продолжается. Подробности дела о выводе $23 млн из «Керемет Банка» и связи экс-замглавы банка с гражданами России и Турции здесь.
«Кремет Банк» относится к числу средних банков и в рейтинге банков Tazabek он занимает 6 место по величине капитала, 11 место по активам и кредитному портфелю, 15 место по депозитному портфелю. Если в 2020 году «Керемет» сидел в убытках более чем на 1 млрд сомов, то в 2021 году банк получил 22,6 млн сомов прибыли, а в 2022 году — чистую прибыль в 354 млн сомов (+1439%).
С июля 2022 года банком руководит Тимур Бербаев.
Что касается «Евразийского сберегательного банка», то это бывший «КыргызКредитБанк». Его переименовали в апреле 2016 года. Режим консервации в нем действовал с 31 января 2011-го в связи с возбуждением уголовного дела в отношении акционеров и должностных лиц. После произошла смена акционеров, Генеральная прокуратура подтвердила отсутствие обвинений в их отношении, и режим консервации был снят. Позже в банке несколько раз вводили режим временной администрации со стороны Нацбанка, в последний раз этот режим действовал до 10 августа 2023 года.
В мае 2022 года контрольный пакет акций банка был передан из Фонда по управлению госимуществом в ведение Министерства цифрового развития. Банк хотели использовать для целей цифровизации страны. В настоящее время акционерами банка являются Минцифры — 76,56%, ЗАО «Альфа-Телеком» (ТМ Mega) — 9,42% и некто Толкачев Сергей — 6,85%, есть и более мелкие акционеры.
Mega стала акционером банка в декабре 2022 года, выкупив долю у частного лица Алтынай Асановой, как раз и владевшей 9,42% акций.
В сентябре 2023 года после ухода Талантбека Иманова, новый министр Нурия Кутнаева заявила, что Минцифры вернет банк Госагентству по управлению госимуществом (а также ТНК «Дастан»).
По ее словам, ей дали соответствующее поручение.
«Это согласовано с руководством страны. Указанные предприятия не имеют отношения к цифровизации», — сказала она тогда.
С августа 2023 председателем правления ОАО «Евразийский Сберегательный Банк» является Улан Орозбаев, ранее он занимал должность управляющего директора ОАО «Росинбанк» (ныне упомянутый «Керемет Банк»).
Банк небольшой, в рейтинге Tazabek он занимает 21-22 места по кредитному портфелю, капиталу, депозитному портфелю, активам и прибыли.
Пока банк находился в ведении Минцифры, активно обсуждалась идея преобразовать «Евразийский сберегательный банк» в «Почта Банк» (на основе «Кыргызпочтасы» с 922 филиалами по всей стране, также подконтрольной Минцифре). Но потом эти разговоры утихли.
Так профицит или дефицит?
У всех еще в памяти победные реляции главы кабмина Акылбека Жапарова о триллионном ВВП и высоких темпах роста доходов бюджета. Мы писали ранее, какое действие они имели на депутатов ЖК, которые как загипнотизированные внимали ему и в итоге единогласно поддержали изменения в Законы о бюджете.
Глава правительства обладает даром убеждения и умеет козырять цифрами. Все запомнили его эффектную речь про профицит бюджета. «Мы пришли к вам с профицитом бюджета, — начал он. — Бюджет будет исполнен с профицитом в 20 млрд сомов, а не с дефицитом как раньше. Не думайте, что мы предлагаем оптимистичные цифры, но экономика встряхнулась и во всех направлениях пошло развитие», — убеждал он депутатов. Арслан Малиев тоже запомнил эту речь и, когда на одном из последних заседаний он предложил включить ряд сел его Джети-Огузского района в список отдаленных сел с трудным положением, а Жапаров ответил, что денег нет, он парировал: «Вы же говорите, что у нас профицит. Или это просто шоу?».
А.Жапаров ответил, что профицит пойдет на выплату внешнего долга.
Тогда это не профицит, — резюмировал депутат.
О том, что бюджет по-прежнему дефицитный, сказал глава Минфина. В ходе своей пресс-конференции Алмаз Бакетаев сказал, что дефицит республиканского бюджета к концу 2023 года ожидается в размере 9 млрд сомов.
Кто здесь обманывает? — спросите вы. Оказалось, что речь идет о разных бюджетах. Есть государственный (или консолидированный) бюджет и есть республиканский бюджет. Акылбек Жапаров говорил о государственном бюджете, и не за 2023, а на 2024 год: «Доходы госбюджета в 2024 году составят более 414,4 млрд сомов, а расходы — 394,2 млрд» (разница и есть те 20 млрд).
Министр финансов же говорит о республиканском бюджете за 2023 год: «Нас все же ожидает дефицит бюджета, который хоть и снизился на 4,1 млрд сомов по сравнению с 2022 годом, но по отношению к ВВП составляет 0,8%», — опустил он всех на землю.
Министр перечислил, что повлияло на снижение дефицита.
Во-первых, поступление таможенных платежей к концу 2023 года ожидается в размере 110 млрд сомов, по сравнению с 2022 годом ожидается его увеличение на 148%. Это впервые, когда Таможня собирает более 100 млрд и лишний раз свидетельствует о большом объеме импорта и реэкспорте.
«Доходы республиканского бюджета, администрируемые Налоговой службой, ожидаются в размере 155,9 млрд сомов с ростом на 19,5% или 25,4 млрд сомов по сравнению с 2022 годом», — рассказал он. Рост хороший, но не такой взрывной, как на Таможне.
По мнению фискалов, роста доходов налогов удалось достичь за счет цифровизации системы: внедрения ККМ, ЭТТН, ЭСФ.
С внедрением ККМ на рынках, правда, решили повременить из-за массовых акций протеста, прокатившихся по рынках всей страны, до 1 июля 2024 года.
Штрафы за отсутствие полиса ОСАГО также решили отложить на 1 год.
О полисах ОСАГО можно забыть еще на 1 год, штрафовать не будут
Минэкономики сообщило, что будет принято решение о переносе срока ОСАГО на 1 год.
Решением кабмина для владельцев/водителей автотранспортных средств с 1 января 2024 года необходимо было бы покупать полис ОСАГО. С нового года любой гаишник мог остановить любую машину и потребовать полис, если его нет, то накладывался штраф: в отношении юридических лиц – 13 000 сомов, а физических лиц – 3 000 сомов.
Однако, принимая во внимание мировую тенденцию повышения уровня цен, на продукты, коммунальные услуги и другие необходимые для жизнедеятельности вещи, введение штрафных санкций за отсутствие полиса ОСАГО с 1 января 2024 года может повлечь дополнительное финансовое бремя для населения, — считает Минэкономики.
Также перенос срока ОСАГО предоставит возможность страховому рынку более качественно и основательно подготовиться к масштабному ОСАГО в начале 2025 года, считают в ведомстве.
На сегодняшний день действительно много вопросов к тому, как будет работать ОСАГО, в том числе, что будет с выплатами в частных страховых компаниях, соглашался зампредседателя Госслужбы регулирования и надзора за финансовым рынком Марат Пирназаров.
«Например, Государственной страховой компании мы вроде доверяем, но как ОСАГО будет работать в частных компаниях вызывает у граждан сомнения. Я хотел бы сказать, что есть определенные требования к компаниям, которые хотят заниматься обязательными видами страхования», — пояснил он.
В первую очередь это уставной капитал, который для ведения обязательных видов страхования должен быть не менее 150 млн сомов. Для добровольных видов требуется уставной капитал не менее 30 млн сомов.
«То есть требования по ОСАГО в 5 раз превышают базовые требования к уставному капиталу. Помимо этого, есть система пруденциальных требований, которые предполагают обязательное размещение страховых резервов и активов на депозитах. Третье — законодательство по ОСАГО предполагает создание гарантийного фонда, который в экстренных случаях будет заниматься выплатами, если частная компания вдруг станет неплатежеспособной», — объяснял он неспособность рынка ввести ОСАГО.
В 2022 году в Кыргызстане работало 15 страховых компаний. За год они собрали 2 млрд 159 млн страховых премий по всем видам страхования. Не густо, но это наибольшая сумма за последние 5 лет. По сравнению с 2021 годом общий объем «сборов» вырос более чем на 40% — с 1,2 млрд сомов до 2,1 млрд сомов.
Похоже, страховой рынок действительно не готов к масштабному внедрению ОСАГО. Решение правильное, так так бестолковое введение штрафов просто разозлит водителей, коих в стране 1,3 млн (данные Минтранса).
Тарифы для богатых и бедных
Старые планы правительства по повышению тарифов на тепло и электроэнергию, уже не раз проговариваемые, но никак не реализуемые, похоже, нашли свое решение. «Отныне богатые будут платить «по-богатому». Их ожидает повышение тарифов [на тепловую и электроэнергию — прим.ред.] в более ускоренном темпе», — сказал глава кабмина на Дне энергетики.
Для бедных будут предусмотрены линии социальной поддержки в виде льгот и субсидий. К примеру, для жителей удаленных и горных районах действуют и будут действовать другие тарифы.
Рост тарифов необходим кабмину для того, чтобы энергетика стала рентабельной и пришли инвесторы. А также для обеспечения электроэнергией населения, выхода из дефицита и начала экспорта в 2026 году.
Потребление электроэнергии в Кыргызстане будет расти. В Министерстве энергетики ранее сообщали, что потребление электроэнергии по итогам 2023 года составит 17,4 млрд кВт.ч, а к 2026 году, согласно прогнозам, достигнет 18,1 млрд кВт.ч. Без инвестиций в сектор не обойтись.
Кроме того, глава кабмина напомнил, что правительство тянет на себе долг энергосектора.
«В бюджете на 2024 году для энергосектора предусмотрено 74,9 млрд сомов. Из них 55,8 млрд сомов будет направлено на капитализацию энергокомпаний. Долг в энергосекторе в размере более 130 млрд сомов правительство взяло на себя», — сообщил он.
Пока цена реализуемой электроэнергии и тепла не будет покрывать себестоимость их выработки и транспортировки долги энергосектора ложатся большим бременем на бюджет. И о профиците бюджета можно забыть.
За последними событиями следите через наш Твиттер @tazabek
По сообщению сайта Tazabek