Заместитель председателя Национального банка РК Алия Молдабекова рассказала об основных драйверах на мировых рынках, причинах роста «золотых» котировок, а также об укреплении тенге.
— Алия Мейрбековна, по традиции, начинаем наше интервью с ситуации на внешних рынках. Как складывалась ситуация в течение октября?
— Последний месяц рынки пребывали в ожидании решения ФРС США по базовой ставке. Предшествовавшая риторика представителей ФРС США значительно разнилась, высказывались мнения как о возможности дальнейшего ужесточения, так и о необходимости паузы в повышении ставки. По итогам заседания 1 ноября ФРС сохранил ставку в диапазоне 5,25%-5,5%. При этом был дан сигнал о возможном окончании повышательного цикла, что было позитивно воспринято рынком.
Банк Англии также объявил о сохранении ключевой ставки – она остается на уровне 5,25% годовых. По итогам сентября инфляция в Великобритании составила 6,7% годовых. Это значительно отличается от таргета в 2%, однако Банк Англии прогнозирует снижение инфляции до 4,75% в четвертом квартале 2023 года. Стоит также отметить решение ЦБРФ: по итогам октябрьского заседания ключевая ставка была повышена на 2%, до 15% годовых. Показатель годовой инфляции, по предварительным оценкам, повысился до 6,6% после 6,0% в сентябре.
Помимо решений по ставкам, индекс J.P.Morgan Global Manufacturing PMI, характеризующий деловую конъюнктуру в мировой промышленности, по итогам октября снизился до 48,8 пунктов против 49,2 в сентябре. Это может свидетельствовать о замедлении деловой активности.
Октябрьский риск-сентимент на глобальном рынке был изменчивым. Это выражалось в неоднозначной динамике индекса волатильности VIX, известного как индекс «страха». Так, динамика индекса характеризовалась высокой волатильностью, индекс начал снижаться ближе к решению ФРС США по ставке.
Индекс доллара DXY по сравнению с сентябрем демонстрировал относительно стабильную динамику. С начала месяца он ослабел всего на 0,5%, в то время как глобальный индекс акций MSCI World снизился на 3% за тот же период ввиду роста доходностей государственных облигаций и обострения геополитики.
На нефтяном рынке наблюдалась повышенная волатильность, и стоимость нефти в октябре снизилась на 8,3%. Обеспокоенность по поводу эскалации конфликта на Ближнем Востоке оказывала существенную поддержку ценам на нефть, стоимость превышала 90 долларов за баррель. Однако данные об увеличении запасов сырой нефти в США стали причиной нисходящего тренда на нефтяном рынке.
— Как складывалась ситуация на внутреннем валютном рынке?
— В октябре валютный рынок функционировал в условиях умеренной волатильности. К концу месяца наблюдалось укрепление обменного курса на фоне отдельных налоговых выплат. По итогам октября курс тенге укрепился на 1,1%.
В целом, ввиду высоких реальных ставок в тенге и сбалансированности на валютном рынке мы наблюдаем позитивный сентимент как со стороны локальных, так и со стороны иностранных участников. В октябре валютные интервенции не проводились. Продажи из Национального фонда осуществлялись равномерно в соответствии с ранее предоставленными прогнозными значениями и составили 1 млрд 512 млн долларов США. Покупка валюты для ЕНПФ в рамках поддержания валютной доли пенсионных активов составила 132 млн долларов США, а КФГД – 70 млн долларов США.
— В ежемесячном информационном сообщении по валютному рынку было отмечено, что одной из целей продажи валюты из Нацфонда являлось приобретение акций КазМунайГаза. Не могли бы вы дать пояснения: кем было принято данное решение и какой объем средств использовался на эти цели?
— В соответствии с решением Правительства Национальным банком за счет средств Национального фонда будут приобретены акции АО «КазМунайГаз» на общую сумму 1,3 трлн тенге. Национальный Банк, как управляющий средствами фонда, в рамках реализации данного решения начал выкуп акций. Средства от реализации акций КазМунайГаза предназначены для последующего перечисления в республиканский бюджет. Объем покупки в октябре составил 500 млрд тенге. Тем не менее процесс приобретения акций еще не завершен. Порядка 800 млрд тенге будет куплено в течение ноября и декабря. В ноябре планируемый объем продаж составляет 1,2-1,3 млрд долларов США, и он включает в себя необходимую сумму для покупки акций.
— В прошлом интервью вы говорили о том, что будет постепенно снижаться объем нот в обращении. Как на это отреагировал рынок, и как это сказалось на ситуацию на денежном рынке?
— В целом индикатор денежного рынка все больше формируется без прямого участия Национального Банка. Наше участие на рынке РЕПО постепенно сокращается. Если в первом квартале доля Национального Банка на рынке репо составляла 32%, во втором – 24%, то в третьем квартале доля снизилась до 13%.
На денежном рынке после решения по постепенному сокращению нот наблюдалась определенная волатильность и рост объёмов торгов. В первую половину октября индикатор TONIA формировался преимущественно у нижней границы, а во второй – у верхней границы коридора базовой ставки.
Однако за короткий период рынок адаптировался, и часть ликвидности перетекла в депозитные аукционы. Как я уже отмечала ранее, мы будем следовать нашему плану по сокращению нот, а депозитный аукцион станет основным инструментом изъятия ликвидности, поэтому участникам рынка следует адаптироваться к новым реалиям.
— После достижения шестимесячных минимумов в прошлом месяце в октябре мы наблюдали «разворот» тренда цен на драгоценные металлы. Что послужило основным фактором роста «золотых» котировок и на каком уровне сложились золотовалютные резервы?
— По итогам октября золотовалютные резервы увеличились на 2 млрд долларов США и составили 34 млрд долларов США. Увеличение резервов преимущественно связано с ростом цены на золото, который стал самым «сильным» с марта. За октябрь стоимость драгметалла выросла на 6,7%, с 1872 до 1998 долларов за унцию, превысив в конце октября уровень в 2000 долларов за унцию. Рост на рынке золота был связан с геополитической напряженностью, в частности, с обострением конфликта на Ближнем Востоке. Высокая обеспокоенность инвесторов на этом фоне привела к повышению спроса на драгоценный металл.
Дополнительным фактором роста золотовалютных резервов стало увеличение остатков на валютных счетах БВУ в Национальном Банке.
— Не могли бы вы поделиться промежуточными результатами доходности Национального Фонда?
— В результате продолжающегося сокращения баланса центральными банками, а также увеличения объемов государственного заимствования в США мы стали свидетелями стремительного роста доходностей облигаций как развитых, так и развивающихся рынков до многолетних максимумов. Значительный рост доходностей облигаций и обострение геополитической ситуации на Ближнем Востоке оказало давление на рынки акций в октябре.
Тем не менее задел роста финансовых рынков, полученный в первой половине года, пока остается положительным. Так, за первые 10 месяцев текущего года в Нацфонде сложился положительный инвестиционный доход в размере 1,83 млрд долларов США. Объем валютных активов Нацфонда, согласно предварительным данным, на конец октября составил 56,3 млрд долларов США, увеличившись с начала года на сумму порядка 500 млн долларов США.
В то же время размер Нацфонда в октябре снизился. Основной причиной снижения объемов Национального фонда стал существенный объем продаж на внутреннем валютном рынке для выделения трансфертов и покупки акций КазМунайГаз по решению Правительства. Как я уже отмечала, объем покупки акций составил 500 млрд тг., а в республиканский бюджет в виде трансфертов было перечислено 369,8 млрд тенге. При этом валютные поступления на счета Национального фонда в октябре составили 367 млн долларов США.
— Каковы ваши ожидания по динамике на мировых финансовых рынках в ближайшей перспективе?
— Согласно прогнозам Международного валютного фонда, мировой реальный ВВП ожидается на уровне 3% в 2023 году и 2,9% к 2024 году. Наличие геополитических рисков, а также действия центральных банков по ужесточению денежно-кредитной политики, исходя из прогнозов, снижают темпы роста ВВП.
Вместе с тем, несмотря на то, что некоторые центральные банки повысили ключевые ставки за последние месяцы, повышение не было глобальным и осуществлялось более медленными темпами по сравнению с предыдущими решениями.
Риторика ФРС США сигнализирует о скором окончании цикла повышения ставок. По заявлениям главы ФРС США, экономике потребуется определенное время, чтобы вернуться к таргету в 2%. Данный сигнал внушает доверие рынкам в сохранении ставки по федеральным фондам и вносит определенную уверенность вплоть до следующего заседания ФРС США.
Октябрьская динамика золота не является неожиданностью, ввиду разворачивающейся геополитической ситуации. По ожиданиям J.P. Morgan, цена на золото сложится на уровне 1920 долларов за унцию по итогам 4 квартала 2023 года и 1950 долларов к первому кварталу 2024 года. «Черное золото», по прогнозам J.P. Morgan, будет на уровне 85 и 83 доллара США за те же периоды.
Нацбанк обновил реестр платежных систем
Почему тенге открыл торги ослаблением
Нацбанк о росте международных резервов и основных вызовах для тенге
Подпишитесь на недельный обзор главных казахстанских и мировых событий
По сообщению сайта kapital.kz