Камень под названием «Человек-паук: Через вселенные» плюхнулся в пруд мейнстримной анимации почти пять лет назад и быстро прошел все формальные процедуры успеха ($375 млн кассовых сборов, анимационный «Оскар», для разнообразия доставшийся не Pixar). Но спровоцированные им концентрические волны по-настоящему стали добираться до нас, кажется, только сейчас. Мантра кинематографиста Гильермо дель Торо «Анимация — это не жанр, а медиум» воспринимается все менее маргинальной. Мультфильм, претендующий на «Оскар» в категории «Лучший фильм», уже не кажется несбыточной фантазией. Подсмотренный у Sony коктейль, где взбалтывают, но не смешивают 2D и 3D, при этом принципиально не подавая на закуску «пиксаровский» игрушечный фотореализм, утянули в свои меню студии вроде DreamWorks Animation («Кот в сапогах: Последнее желание»). Да и сама Sony тоже, разумеется, кинулась дальше разрабатывать обнаруженную золотую жилу («Митчеллы против машин», «Человек-паук: Паутина вселенных»).
Самая свежая глава в этой саге — «Черепашки-ниндзя: Погром мутантов». С ней во взбаламученный пруд залезает третий игрок (Paramount и Nickelodeon, в тесноте, да не в обиде), но что важнее — она окончательно подтверждает наступление новой эры. Последние пару десятилетий массовая анимация упорно воспроизводила картинку Pixar, на другое денег особенно не давали, в результате все проекты становилось все труднее отличать друг от друга. После выхода «Через вселенные» какое-то время стояла тревога, что «пиксаровская» картинка просто сменится «паучьей». Однако индустрия сделала верные выводы — и поставила на уникальность, которая и обеспечила успех ленты о Человеке-пауке.
Кадр из фильма «Черепашки-ниндзя: Погром мутантов» (2023)
В идеальном мире «Черепашек-ниндзя» постигла бы такая же судьба. Но мы живем не в нем. В этом лента, стоившая около $70 млн, собрала в прокате $161 млн (данные на момент публикации этого текста) — вдвое меньше «Через вселенные» и в четыре с половиной раза меньше сиквела «Паутина вселенных» ($689 млн). Теперь вся надежда на онлайн-кинотеатры и физические носители — ну и Американскую киноакадемию.
При этом картина заслуживает всей той похвалы, что пять лет назад досталась мультфильму про Майлза Моралеса, который сразу после выхода стал крайне весомым фигурантом споров о том, какой экранный Спайдермен наиболее удачный. «Погром мутантов» — по меньшей мере лучшее, что случалось с «Черепашками-ниндзя» на большом экране в XXI веке (тут, впрочем, не самая большая конкуренция: от воспоминаний о мультфильме 2007 года и двойном ребуте рук Майкла Бэя по сей день бросает в озноб). А вполне возможно, что и вообще лучшее — на всех экранах за всю историю (да простят нас фанаты первой части кинотрилогии 90-х, где Черепашки были ростовыми куклами).
Во-первых, это бесконечно красиво. Если визуальный ряд «Через вселенные» был продиктован непосредственно комиксным рисунком (и даже текстурой бумаги), то стиль «Погрома мутантов» вырос из скетчей в школьных тетрадях, которые, в свою очередь, прочно ассоциируются с двумя вещами: подростками и Нью-Йорком. В общем, абсолютное попадание в (большое) яблочко, из которого следует «во-вторых»: по-английски «Черепашки-ниндзя» называются «Черепашками-подростками-мутантами-ниндзя», но до нынешнего момента «подростки» всегда оставались самой пренебрегаемой частью этого уравнения. Новый мультфильм поступает принципиально иначе.
Кадр из фильма «Черепашки-ниндзя: Погром мутантов» (2023)
Всю четверку черепашек из нью-йоркской канализации, мечтающих выбиться в люди, — Леонардо, Донателло, Микеланджело и Рафаэля — впервые изображают (ну или озвучивают) всамделишные тинейджеры: Николас Канту, Майка Эбби, Шамон Браун — младший и Брэйди Нун. В сумме они производят неизгладимое впечатление сложного четырехзначного пароля, подобранного с первой попытки (аналогичный эффект производит и то обстоятельство, что крыса-наставник Сплинтер тут говорит голосом Джеки Чана). Но самое главное — картина регулярно дает своим героям возможность просто побыть этими самыми тинейджерами: подурачиться, поподкалывать друг друга, залиться первым влюбленным румянцем и, набравшись смелости, позвать краша на выпускной. Это придает «Погрому мутантов» невероятной свежести. Однако одним дуракавалянием и романтикой дело не ограничивается: возраст персонажей играет на руку и более серьезным вещам в «Черепашках».
В силу крайне небольшого количества лет, проведенных на Земле, Леонардо, Донателло, Микеланджело и Рафаэль особенно остро чувствуют свое положение изгоев, фриков, не принятых обществом, — поскольку именно в этот период признание посторонними приобретает для растущей личности чрезвычайную важность. Другое — не самое прямое — следствие омоложения «Черепашек» заключается в окутывающей ленту атмосфере местечковости: действие не покидает не то что пределов одной вселенной, а вообще заключено в одном-единственном Нью-Йорке, что по нашим временам с «марвеловскими» эпическими мультиверс-стандартами, пожалуй, редкость.
Кадр из фильма «Черепашки-ниндзя: Погром мутантов» (2023)
Признаться, здесь сложно не разделять удивление давнего и преданного фаната франшизы Сета Рогена, сообразившего, что до сих пор Черепашкам-подросткам-мутантам-ниндзя толком не удавалось побыть подростками, и решившего сделать основную ставку именно на это. Роген и его вечный сообщник Эван Голдберг — здешняя главная движущая сила (они выступили соавторами сценария и продюсерами ленты), тоже в каком-то смысле вечные подростки, ответственные за одни из лучших придурковатых комедий нулевых и десятых («Ананасовый экспресс», «SuperПерцы», «Конец света 2013: Апокалипсис по-голливудски»). Сам Роген при этом дает любопытный дабл-фичер в качестве референсов: «Останься со мной» Роба Райнера, снятый по «Телу» Стивена Кинга, и «Леди Берд» Греты Гервиг.
В конце хочется последовать примеру Рогена и Голдберга и расстаться на чем-то теплом и сердечном (жаль, включить песню A Tribe Called Quest текст не позволяет). К счастью, не самое выдающееся выступление «Погрома мутантов» в прокате вроде бы не спугнуло Paramount и Nickelodeon: в июле студии анонсировали спин-офф-сериал и полнометражный сиквел «Черепашек», никаких опровержений с тех пор не поступало. В наши дни, конечно, ценность любых анонсов и продлений существенно просела: как решили, так и передумали. Но без надежды совсем тоска — так что пока понадеемся.
По сообщению сайта Газета.ru