Фото: Аделина Куляшкина
Сегодня расходы Казахстана на образование составляют около 3% ВВП, что гораздо ниже среднего показателя по Европе и Центральной Азии, который составляет около 4-5%, говорит главный экономист Всемирного банка по региону Европы и Центальной Азии Ивайло Изворски. Вместе с тем он отмечает, что страны с высоким экономическим ростом уделяют большое внимание повышению качества образования. Речь идет о повышении качества образования на всех уровнях — от детского сада до начальной, средней и высшей школы. Почему это важно для экономики, в чем риски и преимущества Казахстана, какие меры должны быть предприняты — об этом корреспондент центра деловой информации Kapital.kz побеседовал с Ивайло Изворски.
— Какие риски вы видите для региона Центральной Азии в целом и Казахстана в частности?
— Одним из рисков является продолжающееся вторжение России в Украину, которое уже повлияло на нарушение торговых цепочек и повсеместный рост инфляции. Существует также риск сокращения производства в России, а поскольку Казахстан активно торгует с РФ и в значительной степени зависит от проходящего через нее трубопровода, риски огромны.
Также существует риск глобальной фрагментации. Мы наблюдаем риски разделения глобального мира на регионы, что, очевидно, не очень хорошо может отразиться на экономике Казахстане, поскольку она интегрирована в глобальную систему через экспорт сырьевых товаров.
Более того, очень важным риском для Казахстана является незавершенность перехода экономики от плановой к рыночной. В стране большое присутствие государственных и связанных с государством предприятий. По-прежнему отсутствуют адекватная конкуренция и равные условия для всех предприятий, как частных, так и государственных.
Наконец, образование в Центральной Азии, включая Казахстан, находится не на том качественном уровне, на котором оно могло бы быть. Необходимо кардинально улучшать качество образования, поскольку, когда страна добивается высокого уровня доходов, ей необходим человеческий капитал с гораздо более качественным образованием и навыками.
— А что касается преимуществ?
— У Казахстана, безусловно, много преимуществ. Зачастую отмечается, что
страна, не имеет выхода к морю, или что она не граничит с Европой. Это,
конечно, важно, но гораздо менее важно, чем то, что у Казахстана огромная
территория и большие запасы природных ресурсов.
Кроме того, Казахстан граничит с очень динамично развивающейся страной — Китаем. Казахстан также граничит со всеми странами ЦА, кроме Таджикистана. Казахстан в действительности находится в центре Центральной Азии.
В результате вы имеете границы со всеми этими странами и стремитесь создать тесное экономическое пространство. То есть не единое образование, а центральноазиатское экономическое пространство, с тесной взаимосвязью торговых потоков, инвестиций и людей для учебы, туризма и работы. Когда иностранные инвесторы смотрят на регион, они видят регион с населением в 70 млн человек, с большим связанным рынком и с огромными возможностями для торговли.
— Одним из ключевых моментов вашего выступления на Международном форуме в Астане было то, что нашему региону необходимо сосредоточиться на развитии человеческого капитала. Что это означает для Казахстана?
— Я посмотрел на данные по зачислениям студентов в ВУЗы Казахстана, которые сейчас сопоставимы с Албанией и Грузией, несмотря на то, что в Казахстане более высокий доход на душу населения. Среди 23 стран Европы и Центральной Азии Казахстан находится в последней пятерке по этому показателю. Если рассматривать охват дошкольным образованием, страна также входит в число семи самых отсталых в регионе.
Расходы Казахстана на образование составляют около 3% ВВП, что гораздо ниже среднего показателя по Европе и Центральной Азии, который составляет около 4-5%. Несмотря на то, что у вас очень молодое население и много детей, вы очень мало тратите на образование.
Знаете ли вы, что согласно последним результатам PISA (международная программа по оценке образовательных достижений и навыков в области чтения, математики и естественных наук), 60 процентов 14-летних казахстанцев функционально неграмотны, то есть не могут правильно интерпретировать письменный текст?
— Есть ли конкретные шаги, которые мы должны предпринять в этом направлении?
— Страны, добившиеся успеха в экономическом плане, сосредоточены на повышении качества образования, что включает в себя концентрацию на более комплексном образовании, предоставление большей ответственности учителям, например, за формирование учебной программы. Это, конечно же, требует увеличения количества учителей, которые ведут работу с детьми.
Таким образом, речь идет о повышении качества образования на всех уровнях — от детского сада до начальной, средней и высшей школы. Казахстан, который в 2014-2015 годах почти достиг высокого уровня доходов и который скоро станет страной с высоким уровнем дохода, должен сделать акцент на всей системе дошкольного, начального, среднего и высшего образования.
СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СВОБОДЫ
— Какие несырьевые отрасли необходимо развивать нашей стране?
— Я считаю, что вопрос нужно ставить по-другому. Казахстан уже через несколько лет может достичь высокого уровня доходов, но чтобы это стало реальностью, необходимы изменения в политике и институтах управления, чтобы экономика начала расти быстрее, более инклюзивно и устойчиво.
Необходимо уделять больше внимания инновациям как в политике, так и в институтах управления. Это позволит проявиться тем людям, которые станут идейными двигателями в компаниях и университетах. Им нужна экономическая свобода для создания предприятий, внедрения инноваций, налаживания связей с другими предприятиями и людьми.
Поэтому я не думаю, что вопрос должен стоять о развитии конкретных несырьевых секторов или конкретных секторов, в которые должны идти люди. Речь идет об общих ориентирах в политике, которые позволят людям полностью реализовать свой потенциал. Именно поэтому мы подчеркиваем важность повышения качества образования, обеспечения равных условий для всех игроков на рынке — и государственных и частных компаний, а также менее цикличной налоговой политики.
Что касается секторов, то это должно быть оставлено на усмотрение рынка. Если вы дадите экономическую свободу, а это очень важно для страны – дать людям свободу создавать компании там, где нужен рынок – отрасли появятся сами собой.
— В каких областях Правительству Казахстана необходимо увеличить финансирование?
— Годовой бюджет – это выражение приоритетов правительства. То есть, когда правительство представляет видение того в каком направлении будет двигаться страна и куда будут направлены государственные финансы.
В настоящее время более 50% тратится на образование, социальную защиту и пенсии. Таким образом, огромный пласт бюджета выделяется на социальный сектор, и, как я уже говорил ранее, вполне вероятно, что правительству нужно тратить гораздо больше на образование, но прежде чем говорить об этом, нужно задаться вопросом: «Эффективно ли мы тратим деньги?» и «Достигаем ли мы при этом поставленных результатов?»
Но дело в том, что даже если у Правительства Казахстана есть много сырьевых ресурсов, для достижения реальных результатов необходимо привлекать частный сектор. Все, что делает правительство должно стимулировать частный сектор больше инвестировать и создавать, с учетом того что стране нужно изменить модель роста, чтобы меньше зависеть от сырьевых товаров.
В конце концов именно частный сектор создает рабочие места и генерирует доходы. Правительство помогает создавать условия для ведения бизнеса и поддерживает предприятия, но самая важная поддержка, которую оно может оказать — это обеспечить экономическую свободу с равными условиями для всех предприятий, как государственных, так и частных.
КРИТЕРИИ УСПЕХА
— В одной из своих лекций вы высказали мысль о том, что Казахстану не следует стремиться к равному развитию всех наших регионов, а вместо этого сосредоточиться на достижении равного доступа к ресурсам. Почему?
— Территория Казахстана огромна, а население составляет 20 млн человек. Очень сложно распределить развитие равномерно. Поэтому страны с такими же большими территориями, как Австралия и Канада, пришли к тому, что позволили людям и компаниям сосредоточиться там, где есть другие компании и люди, то есть там где есть рынок.
Канада имеет огромную территорию, но большая часть населения живет вдоль границы с Соединенными Штатами. Лишь небольшая часть населения проживает в холодных регионах на севере. Они не сосредоточились на равномерном развитии всех регионов, вместо этого они позволили людям уехать туда, где есть рынок и возможности для заработка.
Конечно, в некоторых частях страны, в «отстающих регионах» как их ещё называют, будут люди, которые не могут никуда переехать. Например, люди, живущие в деревне, не могут переехать в Астану или Алматы, потому что они не могут продать свой дом, соответственно у них нет средств, чтобы переехать в большой город.
Что же делать тем людям, кто решил не уезжать? В таком случае должна быть политика правительства, нацеленная на их поддержку. Это социальные услуги, обеспечение здравоохранения. У них должна быть достойная жизнь. Это гораздо более экономически эффективно, чем попытки стимулировать компании размещаться там, где люди не хотят жить.
В конце концов мера успеха определяется не распределением развития, а тем, имеют ли люди хороший доход, удовлетворены ли они качеством жизни и живут ли в хороших условиях. Все это зависит от того, что вы определяете в качестве критерий успеха. А таким критерием должна быть установка: «Мы хотим помочь людям жить лучше и продуктивнее».
Составлен рейтинг областей по доступности качественного образования
Казахстан и Всемирный банк в настоящее время реализуют 12 проектов
В 2021 году ВВП Казахстана может вырасти на 3,2% — Всемирный банк
Подпишитесь на недельный обзор главных казахстанских и мировых событий
По сообщению сайта kapital.kz