В 2023 году рост мировой экономики замедлится до 2,1%, а финансовые риски омрачают перспективы ее развития. Об этом говорится в последнем выпуске доклада Всемирного банка «Перспективы развития мировой экономики», сообщает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz со ссылкой на пресс-службу банка.
«Рост мировой экономики резко замедлился, а на фоне повышенных мировых процентных ставок в странах с формирующимся рынком и развивающихся экономиках (EDME) увеличивается риск финансового стресса», — говорится в докладе.
По прогнозам банка, в 2023 году темпы роста мировой экономики снизятся до 2,1% по сравнению с 3,1% в 2022 году. В странах EMDE, без учета Китая, в текущем году ожидается замедление роста до 2,9% (в прошлом году он составил 4,1%). Эти прогнозы отражают широкомасштабный пересмотр оценок в сторону понижения: прогнозы экономического роста были пересмотрены в сторону понижения для 70% стран EMDE и практически для всех стран с развитой экономикой.
«Самый надежный путь к сокращению бедности и повышению благосостояния более широких слоев населения – это обеспечение занятости, а замедление экономического роста серьезно затрудняет создание рабочих мест, – отметил президент Группы Всемирного банка Аджай Банга. – Нужно помнить о том, что прогнозы роста – не приговор. У нас есть возможность переломить ситуацию, но для этого мы все должны работать сообща».
В докладе указывается, что большинство стран EMDE пока не очень сильно пострадали от недавнего банковского кризиса в развитых экономиках, но они сейчас плывут в опасных водах. В результате все большего ужесточения условий кредитования на мировом рынке каждая четвертая страна EMDE фактически потеряла доступ к международным рынкам облигаций. Снижение доступности кредитов особенно остро ощущается в странах EMDE, для которых характерны такие факторы изначальной уязвимости, как низкая кредитоспособность. Темпы экономического роста, прогнозируемые для этих стран в 2023 году, составляют менее половины уровня прошлого года, что делает их крайне уязвимыми в случае новых потрясений.
«Мировая экономика находится в опасном положении, – говорит главный экономист и старший вице-президент Группы Всемирного банка по вопросам экономики развития Индермит Гилл. – — Все регионы, кроме Восточной и Южной Азии, далеки от той динамичности развития, которая необходима для искоренения бедности, противодействия изменению климата и пополнения человеческого капитала. В 2023 году темпы роста торговли составят менее одной трети показателя, отмечавшегося в годы, предшествовавшие пандемии. В связи с повышением процентных ставок в странах с формирующимся рынком и развивающихся экономиках растет долговое бремя. Из-за бюджетных трудностей многие страны с низким уровнем дохода уже оказались в критической долговой ситуации. При этом потребности в финансировании, необходимом для достижения целей устойчивого развития, намного превосходят даже самые оптимистичные прогнозные показатели объема частных инвестиций».
Как показывают последние прогнозы, указывается в докладе ВБ, наложившиеся друг на друга потрясения, связанные с пандемией, российским вторжением в Украину и резким экономическим спадом на фоне ужесточения условий кредитования на мировом рынке, надолго задержали процесс развития в странах EMDE, и в обозримом будущем ситуация не изменится. Экономическая активность, ожидаемая в этих странах к концу 2024 года, будет примерно на 5% ниже уровня, который прогнозировался накануне пандемии. Огромный ущерб нанесен странам с низким уровнем дохода, особенно самым бедным: более чем в одной трети этих стран доходы на душу населения в 2024 году останутся ниже уровня 2019 года. В результате такого вялого роста доходов во многих странах с низким уровнем доходов произойдет расширение масштабов крайней бедности.
«Многие страны с развивающейся экономикой пытаются решить проблемы слабого роста экономики, устойчиво высокой инфляции и рекордно высокого уровня долга. Однако новые опасности – например, вероятность более широкого распространения последствий повторного роста финансовой напряженности в развитых экономиках – могут еще больше ухудшить их положение, – отметил заместитель главного экономиста Группы Всемирного банка Айхан Косе. – Директивные органы этих стран должны оперативно принять меры, чтобы предотвратить финансовую цепную реакцию и в ближайшее время ослабить действие факторов внутренней уязвимости».
Как отмечается в докладе, в развитых экономиках в текущем году рост замедлится до 0,7% (в 2022 году он составил 2,6%) и останется на низком уровне в 2024 году. В США, где в 2023 году экономика вырастет на 1,1%, в 2024 году ожидается снижение темпов роста до 0,8% – в основном вследствие продолжающегося воздействия резкого повышения процентных ставок в течение последних полутора лет. В еврозоне в 2023 году прогнозируется замедление экономического роста до 0,4% (в 2022 году он составил 3,5%), что обусловлено затяжным эффектом ужесточения денежно-кредитной политики и повышения цен на энергоресурсы.
В докладе также проводится анализ того, как повышение процентных ставок в США влияет на ситуацию в странах EMDE. Рост доходности двухлетних государственных облигаций Соединенных Штатов в течение последних полутора лет в основном был связан с ожиданиями инвесторов, рассчитывавших на сдерживание инфляции благодаря жесткой денежно-кредитной политике США. По мнению авторов доклада, такой рост процентных ставок влечет за собой негативные финансовые последствия для стран EMDE, включая повышение вероятности финансового кризиса. К тому же в странах с более уязвимой экономикой эти эффекты проявляются сильнее. В частности, на рынках с повышенным уровнем риска – то есть в странах с менее развитыми финансовыми системами и более ограниченным доступом к международному капиталу – как правило, наблюдается непропорционально высокий рост стоимости заимствований. Так, расширение спредов по суверенным облигациям в странах с повышенным уровнем риска обычно превышает расширение спредов по суверенным облигациям в других странах EMDE более чем в три раза.
В докладе приведена и всесторонняя оценка задач бюджетной политики, стоящих перед странами с низким уровнем дохода. Эти страны, указывают специалисты ВБ, находятся в крайне тяжелом положении. Рост процентных ставок обострил проблему состояния государственных финансов, которое ухудшалось в течение последнего десятилетия. В настоящее время уровень государственного долга составляет, в среднем, 70% ВВП. Все более значительная часть ограниченных государственных расходов приходится на выплату процентов. 14 стран с низким уровнем доходов уже столкнулись с критической долговой ситуацией или высоким риском ее возникновения. Из-за ограниченности систем социальной защиты в странах с низким уровнем дохода, как нигде, высока вероятность того, что неблагоприятные шоки – например, экстремальные климатические явления и конфликты – ввергнут людей в нищету. Эти страны расходуют на нужды своих самых уязвимых граждан только 3% ВВП, что намного ниже среднего показателя развивающихся экономик, составляющего 26%.
Экономический рост в ЕС остановился в начале этого года, отметила Кристин Лагард
Всемирный банк пессимистично оценил перспективы экономики
ВБ: Рост экономики Казахстана в 2019 году ожидается на уровне 4%
ВБ: Мировая экономика погрузилась в самую глубокую рецессию
Подпишитесь на недельный обзор главных казахстанских и мировых событий
По сообщению сайта kapital.kz