Сюжет «Смерти Тарелкина» скорее детективный: мелкий чиновник Тарелкин, погрязший в долгах и замученный кредиторами, затаил обиду на начальника – генерала Варравина, поскольку тот не поделился с ним взяткой. Тарелкин инсценирует свою кончину, дабы избавиться от кредиторов, выдавая себя за своего соседа – Сил Силыча Копылова. Варравин же, пытаясь найти свои компроментирующие письма у умершего, тоже выдает себя за другого – отставного капитана Полутатаринова. Параллельно Тарелкин разрабатывает план шантажа генерала, планируя через какое-то время сорвать куш, шантажируя его превосходительство фактами коррупционных схем. Сценическое пространство спектакля, описывают в театре – это мир игры, парадокса, нарушенных законов логики и черного юмора. Мир, где для того, чтобы превратиться в другого человека, достаточно лишь переодеться и начать хромать. В спектакле режиссер и актеры исследуют тему двойственности, обмана как абсурдную основу власти над другими, а также природу этой власти и вседозволенности. Коррупция здесь – лишь отправная точка, и не более.
Александр Сухово-Кобылин в далеком 1869 году, назвав свою пьесу комедией-шуткой, не предполагал, что ее фантастические реалии перешагнут из 19 века в наше время: сегодняшние Варравины, Тарелкины, Расплюевы живут по той же логике мотивов и поступков. Те же лица, те же маски – те же оборотни. Кстати, «Смерть Тарелкина» была написана автором в результате сильнейшей психологической травмы – ему предъявляли обвинения в убийстве по делу француженки Симон Деманш. Это разделило жизнь Сухово-Кобылина на «до» и «после». Пьеса является третьей частью его драматической трилогии «Картины прошедшего» объединенной одним сюжетом.
Художником-постановщиком спектакля в театре выступает Елена Ким, за музыкальное оформление спектакля отвечает Ерлан Садуакасов, художником по костюмам стала Марина Шнайдер, художником по свету – Денис Цветков, спектакль ведет хореограф, помощник режиссера Ирина Николаева. Генерала Варравина на сцене воплощает Алексей Браилко, Тарелкина – Павел Кондратьев, квартального надзирателя Расплюева – Богдан Пынка, купца Попугайчикова – Иван Немцев, сына Расплюева Ванечку – Виталий Мосин, Омегу – Вадим Ахметов, кухарку Маврушу – Надежда Вебер, чиновников и мушкатеров Качалу и Ибисова – Александр Тисен, Шаталу и Чибисова – Руслан Маевский, помещика Чванкина – Артем Жангиров, дворника Пахомова – Андрей Марычев.
Кибер-Буратино и Маленький принц в космосе
Константин Денискин родом из Магнитогорска, он окончил режиссерский факультет ГИТИСа (мастерская народного артиста РФ Леонида Хейфеца). Ранее участвовал в Лабораториях «Время молодых» (Старый Оскол), в фестивалях будущего театра (Москва) и «Nauruz School» (Казань), ставил спектакли в Магнитогорском драматическом театре имени А.С. Пушкина, Вологодском драматическом театре, Тольяттинском драматическом театре «Колесо». В списке его режиссерских работ – постановка «Ревизора» по пьесе Н.В. Гоголя в Нижневартовске.
В декабре прошлого года Константин Денискин поставил спектакль «Буратино. 2087» по мотивам повести-сказки «Золотой ключик, или Приключения Буратино» Алексея Толстого. Это был новый взгляд на историю: место и время действия – будущее, дерево превращается в металл, а куклы, главные герои – в киборгов. В таком постапокалиптическом мире правят технологии. И здесь дело в том, что одной из идейных концепций постановки стала известная игра «Cyberpunk 2077», а главной побудительной силой – желание адаптировать сказку к потребностям современных детей и подобрать новые «золотые ключики» к их вниманию. Несмотря на то, что в авторской интерпретации герои этого спектакля цитируют «Ромео и Джульетту» и «Фауста», сказка все так же повествует о ценности дружбы, честности и умения учиться на ошибках.
Константин Денискин признан и в Казахстане: в конце прошлого года по мнению театральных критиков лучшим детским спектаклем стал его «Маленький принц» в жанре фантастического путешествия в космосе с жестким приземлением в пустыне. Постановка значится в репертуаре Государственного русского драматического театра имени Ф. М. Достоевского в Алматы. В жезказганском театре он поставил спектакль «Лютый» по повести Мухтара Ауэзова, который тоже имеет успех.
Воплощенная идея
В Караганде Константин Денискин работает впервые. Знакомство с директором русского драматического театра имени К.С. Станиславского Дунаем Еспаевым началось с переписки: Константин написал Дунаю Амандыковичу с предложением поставить один из новых спектаклей.
— В итоге мне предложили материал – я с радостью согласился! Даже не ожидал, что это будет пьеса такого уровня. «Смерть Тарелкина» читал неоднократно, видел несколько спектаклей по пьесе – руки, как говорится, зачесались, — признался Константин.
— Во-первых, «Смерть Тарелкина» — материал сильный и многослойный, к нему нужно искать свои подходы, чтобы он не остался просто комедией-шуткой, во-вторых – у нас ни разу не ставились спектакли по Сухово-Кобылину, редко они ставятся и в России, — уточнил Дунай Еспаев. – Константин эти подходы нашел. Заявленный жанр наша творческая группа раскрыла, кое-какие моменты получились даже очень страшными. Кроме того, здесь работают преимущественно более молодые актеры – и ребята стараются. Наконец, с нами в основном работали представители московской театральной школы, а теперь сложилось и сотрудничество с петербургской – что тоже замечательно.
Концепты спектакля режиссер обсуждал с художниками, искали подходящую музыку, которая поможет нащупать атмосферу постановки. Первый трек, который звучит в «Смерти Тарелкина», Константин, поделился, отыскал сразу. Что касается костюмов – здесь стремились отразить мистицизм сюжета, двойственность персонажей, их абсурдность, собственно фарс и элементы гиньоли – так называют перчаточную куклу ярмарочного театра. Грим тоже пробовали разный – и нашли подходящий вариант: лица – зловещие, бледные, у кого-то – вечно встревоженные.
Мистический фарс
Пьесу «Смерть Тарелкина» ставили во многих театрах и в разном ключе: это были и драма, и комедия, и буфф. К примеру, Театр Ленсовета, где главные роли исполняли Андрей Краско, Константин Хабенский и Михаил Пореченков, также предлагал зрителю фарс в темных, почти постапокалиптических декорациях, где герои одеты в балахонистые пальто и носят наполеоновские шляпы. Местный Тарелкин переодевается здесь сразу в нескольких персонажей, сам же, для изменения внешности, сбривает усы и бороду, срезает себе длинные волосы. В той постановке – исключительно мужской состав: актеры исполняют даже женские роли, выдавая замечательный экшн в кульминационной сцене допроса.
В карагандинском театре действие также разворачивается в полумраке, на сцене – единственная комната, немногочисленный свет направлен в основном с обеих сторон и снизу: это подчеркивает зловещую атмосферу, в которую зрителя швыряют сразу. Оттого и отчаявшийся герой Павла Кондратьева становится только страшнее. Тарелкин кроет судьбу проклятьями, словно под гипнозом перечисляя все, что ему не по душе. Рядом с ним Мавруша Надежды Вебер, хранящая его секрет – бледная, готическая, неспешная барышня, которая будто парит над сценой как привидение.
«Прощайте, начальники, кредиторы – нет больше Тарелкина!» — восклицает герой, и буквально через секунду свита Варравина выскакивает из ямы на сцене как черти из табакерки, пока музыка сжимает пространство, отдавая щелчками как зомби, едва волочащиеся к жертве. Глядя на все это, вспоминается добрая половина колоритных персонажей: ни то группа «Kiss», ни то Джокер из одноименного фильма с Хоакином Фениксом, ни то Алиса в ужасной Стране чудес, а образ Варравина Алексея Браилко – сродни графу Дракуле.
В контраст к действию похороны Тарелкина происходят под легкую и даже веселую музыку: «А он знал, когда дух испустить», — комментируют герои. Перебивка – вращающийся сценический круг, на сцене – веселый чертик, Омега Вадима Ахметова, который будет преследовать Тарелкина до самого финала. Вадим отмечал, что его персонаж – отражение темной стороны человека, провоцирующей на порок: в спектакле исследуется не только тема обмана, но и темной энергии в каждом из нас.
В списке персонажей карагандинского спектакля не значится доктор Унмеглихкейт: его решили не включать в постановку, но без него суть не пострадала. Частного пристава Оха, который прописан в пьесе, здесь тоже нет: слова этого персонажа Константин Денискин вложил в уста Расплюева и его сына Ванечки. Как мне показалось – удачно: это раскрывает отношения отца и сына с точки зрения клановости, а сын в какой-то момент, кажется, может переплюнуть отца. Впрочем, Виталий Мосин, который исполняет Ванечку, подтвердил: своего персонажа назвал юным оборотнем, и если Расплюев старший может не убить – Ванечка уже думает об этом. Расплюев же Богдана Пынки – герой не без нарциссизма и стремления упиваться властью – а ее он обязательно получит в ходе развития сюжета, и тоже покажет свои темные стороны. Впрочем, положительных героев в спектакле нет вообще.
Кульминацией второго действия станет сцена допроса: здесь Расплюев и другие покажут себя во всей красе, и если фраза о том, что «Отечество – это стая зайцев, змей и волков, которые вдруг превратились в людей» сначала может прозвучать смешно и абсурдно, в устах Богдана Пынки она звучит зловеще. И снова ужас происходящего на сцене – особенно в финале – будет контрастировать с музыкальным сопровождением, предлагая публике неоднозначный конец.
На премьере побывали представители карагандинской госслужбы. Дмитрий Арнт, который трудится юристом в одном из областных ведомств, культурные события не пропускает. Карагандинец отметил: спектакль – достойный, но он не для развлечения, а для размышления.
— Позади меня сидели несколько молодых людей, невольно услышал их перешептывания: один сказал другому, что любит исключительно легкие и расслабляющие спектакли – а здесь надо думать. Когда началось второе действие, их на местах я уже не увидел, — поделился Дмитрий. – По сути, антигерой в этой постановке – не помещики, не начальники, а именно Тарелкин. Зная о коррупционном нарушении, он не доложил, куда надо, и поплатился вдвойне. А бездействие наказуемо, и чем больше проходило времени после этого, тем глубже герой увязал в таком «болоте», вовлекая в него других.
Считается, что положительных героев в этой истории нет. Дмитрий Арнт не согласился. Нет плохих и хороших людей – то, что захочется увидеть, один человек в другом и увидит. Это, по его словам, и хотели сказать режиссер и его команда.
— К примеру, Расплюев – человек с первого взгляда плохой, но у него пытливый ум, он ищет правды. Мавруша прислуживает Тарелкину-Копылову, но у нее есть сын – и ее главная задача как матери обеспечить будущее ребенка, даже оставаясь с нелюбимым человеком, — пояснил Дмитрий. – И так можно разбирать портрет каждого из героев. Нам, зрителям, дают самим оценить их.
Карагандинка Лариса Ким – из числа постоянных театральных зрителей. На постановках, поделилась Лариса Эдуардовна, с подругами бывает каждые выходные в разных театрах.
— Произведения Сухово-Кобылина – непростые. В них можно разглядеть и самих себя, и наше время, те страшные моменты, которые действительно имеют место в жизни. Человек всегда расплачивается за свои грехи, как бы он ни старался скрыть их от других и даже от себя, — поделилась Лариса Ким. – Игра актеров в постановке – всех их мы знаем, они стопроцентно вписались в свои роли, а спектакль дает повод поразмышлять о себе, о нашем обществе и будущем в целом. Каждая деталь и каждая сцена здесь имеют значение.
В материале использованы фото
с сайта gitis.net, а также фото автора
По сообщению сайта EKaraganda.kz