Белорусское издание «Трибуна» поговорило с одним из местных агентов, который уже много лет работает в том числе с казахстанскими клубами, сообщает Sports.kz.
Неназванный специалист рассказал, почему Казахстан остается одним из традиционных направлений для белорусских игроков и раскрыл основные тонкости местного футбола.
— В Казахстан белорусские футболисты ехали и раньше, но нынешней зимой — особенно активно. Чем привлекает тамошний чемпионат?
— Сейчас казахстанский футбол привлекательнее белорусского абсолютно всем. Но в первую очередь — зарплатами. Хотя они очень сильно зависят от бюджета клуба, формируемого в зависимости от задач: если команда борется за попадание в топ-5, медали, то денег будет больше, если глобальных целей не преследует — соответственно, меньше. Но даже у нетоповых клубов бюджет все равно может быть больше, чем у топ-3 в Беларуси.
— Какие зарплаты в казахстанском футболе?
— Иностранцам, в том числе белорусским игрокам, готовы платить от четырех тысяч долларов. Средняя зарплата составляет 7-10 тысяч долларов, если не брать «Астану», «Тобол», «Ордабасы» — там сейчас хорошие деньги, разбежка с остальными клубами очень большая. Та же «Астана», насколько знаю, может предложить топовому игроку 350 тысяч долларов за сезон.
— То есть в Казахстане даже в команде из второй половины таблицы можно заработать больше, чем в коллективе из топ-5 Беларуси?
— Конечно. Правда, деньги доходят до футболистов не в полном объеме, потому что клубы в Казахстане в большинстве своем работают не очень честно: игрокам прописываются в контрактах определенные суммы, но при этом негласно оговариваются условия, что какая-то часть этих денег должна пойти или руководству, или еще кому-то.
Игроки соглашаются на такие условия. Почему? Белорусский футболист дома будет получать с нынешними лимитами максимум 2,5 тысячи долларов, а поедет в Казахстан — при зарплате в семь тысяч с условием две тысячи отдавать определенным людям все равно останется на руки 5 тысяч. Естественно, на такие условия футболист пойдет. Так за год можно спокойно заработать на двухкомнатную квартиру в Минске. Реально было бы это сделать на Родине? Конечно, нет. Вот и ответ.
— Премиальные в Казахстане есть?
— Да. Как правило, у крупных клубов премиальные выплачиваются в случае выполнения задачи: например, стали чемпионами — игроки получили дополнительные деньги, не стали — останется только оклад. Премии бывают за чемпионство, за Кубок, за выход в группу еврокубков, и там деньги могут быть большие. У остальных клубов есть премии за победу в матче — это 500-700 долларов.
— В Израиле клуб предоставляет игроку автомобиль, квартиру, решает за него эти вопросы. Как в этом плане в Казахстане?
— Как правило, жилье не предоставляют, аргументируя это тем, что у игроков большая зарплата, и они могут снять сами. Машины точно никто не выдает.
— На какой срок в Казахстане заключаются контракты?
— О полноценном годе говорить не приходится. Если ты приехал в феврале, а сезон заканчивается в ноябре, то будет соглашение до 1 декабря. Немало футболистов, которые уже много лет в одном клубе, но при этом они каждый год переподписывают контракты. В Беларуси, кстати, таких клубов и игроков тоже хватает. Если в Казахстан приглашают молодого футболиста, за трансфер которого платят, то, понятно, с таким спортсменом будем заключаться долгосрочное соглашение минимум на два года. Нет смысла платить за переход, давать неплохую зарплату, а через год расставаться.
— Однолетние контракты в основном предлагают свободным агентам?
— Да. Плюс сами футболисты понимают, что Казахстан, несмотря на то, что вид спорта там развивается, что есть деньги, — это не предел мечтаний, не тот чемпионат, где нужно оставаться на долгие годы. Если будут варианты продолжить карьеру где-то западнее, то игроки будут рассматривать этот вектор.
— За счет чего вырос чемпионат Казахстана в сравнении с ЧБ?
— В Казахстан приглашают качественных легионеров, чемпионат за счет них растет. Но пока вырос не очень сильно. Один из показателей этого — в командах топ-3 из белорусских игроков остался только Макс Эбонг, большинство других устраиваются в клубах второй половины таблицы.
Но рост в Казахстане кажется колоссальным из-за того, насколько упал уровень чемпионата Беларуси. Если бы наша федерация не вводила разные лимиты, если бы своими действиями не убивала футбол в стране, то мы бы хотя бы топтались на месте, и разница с Казахстаном не была бы так заметна. Теперь же наш чемпионат не котируется даже у белорусских игроков. Из него уезжают, по сути, все, кто имеет хотя бы малейшую возможность. Не владею точной статистикой, но по ощущениям никогда так много белорусских футболистов не играло за рубежом, как сейчас. И это не показатель роста игроков, это свидетельство того, что люди просто хотят уехать, хоть в пятый дивизион Польши, лишь бы не оставаться в Беларуси.
— Топам Казахстана белорусские игроки не интересны?
— Конечно, нет. У игроков недостаточный уровень мастерства для ведущих коллективов Казахстана, поэтому исполнителями и интересуются в основном средние клубы. Как по мне, в ЧБ сейчас соответствуют уровню топ-3 Казахстана человек 6-7. Внесу в этот список Захара Волкова, но за ним тянутся непонятные истории с «договорняками». Вспомню еще Шукурова, Жимо, но последний уже не так молод. Был Виллюмссон, но он уже уехал из Беларуси. Остальные — это больше уже уровень середняков или аутсайдеров Казахстана. Артем Рахманов приезжал в «Астану», но, как видим, контракт с ним не продлили. Я бы сказал, что клуб или промахнулся с приглашением этого игрока, или остро нуждался в исполнителе на его позицию. Не хочу обижать Артема, но вряд ли его позовут сейчас в какой-нибудь другой хороший коллектив Казахстана.
— Недавно контракт с «Атырау» подписал 37-летний Игорь Стасевич, который выпадал из профессионального футбола. Что он покажет в Казахстане?
— Сложно однозначно сказать. Но Игорь — достаточно опытный футболист, у него есть фишка, не требующая энергозатрат, — это «стандарты», подача с места. Плюс Стасевич в форме, он не заплыл жиром. К тому же до начала сезона есть еще два месяца. В общем, в «Атырау» обедни явно не испортит. Может, на весь матч Стасевича не хватит, но игроком ротации станет вполне.
— Если условную «Астану» запустить в чемпионат Беларуси, как она выступит?
— Просто разорвет турнир.
— А если отправить «Шахтер» или БАТЭ в чемпионат Казахстана?
— За четвертое-пятое место команды бы поборолись. В топ-3 Казахстана ни одна из белорусских команд не попадет. Почему? А появились ли в ведущих клубах ЧБ за последние годы новые Лисакович, Эбонг, Нехайчик? Люди ушли кто куда, а на их место никто не пришел. И не придет из-за лимитов, да и денег у клубов нет. Так что все очевидно.
Да, БАТЭ проводит сейчас качественную селекцию, это стоит признать. Но качественная она для того, чтобы стать чемпионом Беларуси. В Казахстане победа точно бы не светила. В самом лучшем случае, при стечении всех обстоятельств — бронза.
— Откуда клубы Казахстана берут деньги?
— Там все устроено, как в Беларуси — деньги выделяют областные, городские власти, местные органы управления. Частных клубов нет.
— То есть клуб из региона, где больше денег, может себе позволить больший бюджет?
— Очень многое зависит не от наличия финансов как таковых, а от желания и стремления людей у власти в том или ином регионе поддерживать футбол и клуб. В «Ордабасы» совсем недавно не было денег, клуб находился на грани исчезновения, но что-то поменялось. Видимо, появились, в том числе у власти, люди, которым интересен футбол, они стали выделять больше денег.
В свое время «Астана» хорошо освоила выделенные ей деньги: становилась чемпионом, успешно выступала в еврокубках. После такого стало еще легче находить деньги, потому что есть в стране фанаты футбола, частники, которые также готовы вкладываться. Плюс глава города с большей охотой будет финансировать, потому что видит результат.
— В Казахстане уделяют внимание развитию своих игроков?
— Там больше преследуются шкурные интересы. Клубы лучше пригласят какого-то иностранца, заключат с ним договор по той зарплатной схеме, о которой я рассказывал, чем будут выделять деньги на строительство академий и развитие местного футбола. То есть казахстанский футбол — это коммерческий проект, где развитие вида спорта, воспитание молодых футболистов — это уже дело второстепенное. Если же появляются какие-то таланты, то это, скорее, исключение.
— Насколько легко из Казахстана уехать в Европу?
— Очень сложно. Чемпионаты во всех странах с названиями на -стан для Европы ничего не значат. Сами по себе турниры в Казахстане, Узбекистане довольно сильные, но уехать оттуда на Запад, даже, например, в чемпионат Венгрии сложновато. Хотя такое может быть, если ты переехал в клуб, который зарабатывает на продажах исполнителей, например, ту же «Астану».
— Получается, теми, кто едет из Беларуси в Казахстан, движут два мотива: уехать из ЧБ и заработать?
— Да. Ты можешь заработать, плюс играешь в чемпионате, который явно сильнее белорусского. Даже если ты подписался с середняком, развитие есть. Но это явно не стремление зарекомендовать себя для попадания в европейский коллектив.
— Что в чемпионате Казахстана с лимитами?
— Лимит на легионеров — не больше семи на поле. Но граждане Беларуси, как и других стран ЕврАзЭС, в Казахстане легионерами не считаются. Для белорусских игроков это очень большой плюс, без которого, думаю, не было бы столько переходов туда. Удивляюсь, почему игроки из Беларуси не пользуются такой же возможностью в Армении — тоже добротный чемпионат, платежеспособные клубы.
— Лимит на молодых в Казахстане есть?
— Нет, я о таком не слышал.
— Белорусским игрокам легко влиться в чемпионат Казахстана и из-за отсутствия языкового барьера?
— Конечно. По сути, единственное, что может отпугнуть в Казахстане, — это поля, инфраструктура. Современным стадионом можно назвать только «Астана-Арену». У «Кайрата» — как минское «Динамо», советское наследие с беговыми дорожками. Все остальное — просто ужас. Большинство стадионов старые, некоторые, будем откровенны, убогие. Очень много синтетики, при этом часто отвратительного качества — даже на СОК «Олимпийский» в Минске лучше. На домашних матчах одной из казахстанских команд даже по ТВ можно увидеть раскрошенную резину, то есть поляна больше черная, чем зеленая. Для Казахстана стадион на Маяковского, «Динамо-Юни» были бы настоящим праздником — компактные, красивые и качество синтетики на уровень выше.
— Почему в Казахстане не хотят улучшать инфраструктуру, хотя у клубов есть деньги?
— Идет освоение бюджетных средств, руководители и функционеры преследуют шкурные интересы. Они лучше пригласят футболиста, в свой карман что-то положат, а инфраструктура пусть остается на прежнем уровне. При этом положить искусственное поле последнего поколения — это 120 тысяч долларов. Для Казахстана не очень большие деньги. Покрытие при этом не нужно менять 4-5 лет.
— Натуральные поля есть?
— Есть, но в высшей лиге всего несколько. В стране сложно содержать в хорошем состоянии натуральные поля из-за климата — жарко, сухо. Стелют синтетику и думают, что один раз — и на всю жизнь. Но так не происходит :)
— Отпугивают ли иностранцев большие расстояния между городами в Казахстане?
— Это действительно некоторых смущает. Хотя там выездов на автобусе практически нет — одни перелеты.
— Что насчет посещаемости?
— На «Астану», например, ходит по пять-шесть тысяч человек. На поединок с «Кайратом», другими топами может прийти по 10-12 тысяч человек. На матч аутсайдеров придет тысяча-полторы. Плюс специфика боления ближе к азиатской, чем европейской. То есть даже если соберется много людей, большой и красочный перфоманс ты вряд ли увидишь — все будет спокойно и тихо.
— По вашему мнению, приток белорусских игроков в чемпионат Казахстана увеличится или уменьшится?
— Пока в Беларуси есть лимиты, в Казахстан будут уезжать все больше и больше парней. Причем будут пробовать пробиться туда даже те, кого и футболистом назвать тяжело. Я даже не удивлюсь, если уже в нынешнее межсезонье достаточно опытные игроки из ЧБ приедут даже в Д2 Казахстана. Там некоторые клубы спокойно смогут дать по две тысячи долларов в месяц, и если беларусский игрок не найдет себе контракт в топ-10 на Родине, то поедет — не играть же за 500 долларов, пусть и дома.
По сообщению сайта Sports.kz