Банки развивающихся стран ждет довольно сложный год с учетом непростой и потенциально нестабильной финансовой ситуации в мире, а также более слабых экономических перспектив в Европе. Об этом говорится в аналитическом отчете международного агентства S&P Global Ratings «Прогноз по банковскому сектору на 2023 г. : Страны Центральной Азии и Кавказа демонстрируют устойчивые показатели».
В то же время аналитики S&P Global Ratings считают, что условия ведения операционной деятельности банков в Армении, Азербайджане, Грузии, Казахстане и Узбекистане останутся благоприятными в 2023 году. Прогнозируется, что банки смогут увеличить объемы нового бизнеса, поддерживая стабильную прибыльность, и качество активов будет постепенно улучшаться.
«C начала российско-украинского конфликта в пяти странах Центральной Азии и Кавказа наблюдался приток людей и капитала, а также увеличение торговых потоков. Это обусловлено санкциями, введенными в отношении России, а также уходом многих международных компаний из этой страны. Мы ожидаем, что этот приток будет поддерживать экономический рост стран региона, за исключением Азербайджана, хотя темпы роста, по прогнозам, будут ниже, чем в 2022 г. В то же время масштабная миграция может привести к увеличению экономических дисбалансов вследствие повышения цен на жилье и аренду», — говорится в отчете.
Тем не менее эксперты наблюдают стабильную тенденцию развития экономических и отраслевых рисков на этих рынках, даже несмотря на то, что согласно оценкам отраслевых и страновых рисков банковских секторов (Banking Industry and Country Risk Assessments, BICRAs), банковские системы пяти стран Центральной Азии и Кавказа в целом подвержены высоким рискам в глобальном контексте.
Также в S&P полагают, что экономические дисбалансы останутся ограниченными.
«Мы ожидаем, что банковские сектора Армении и Узбекистана будут находиться в фазе экспансии, характеризующейся более высоким, чем у сопоставимых стран региона, экономическим и кредитным ростом, а также улучшением качества активов. Экономики Грузии и Азербайджана восстанавливаются после спада в прошлые годы, и потери по кредитам нормализуются до средних показателей цикла. Казахстанская экономика остается в затянувшейся фазе коррекции, о чем говорит более высокая, чем у сопоставимых стран, доля проблемных кредитов», — пишут аналитики S&P.
В отчете говорится, что хорошие перспективы макроэкономического роста, вероятно, приведут к среднегодовому номинальному росту кредитования в регионе примерно на 10-15% в 2023 году, чему будет способствовать рост корпоративных, потребительских и ипотечных кредитов в рамках программ государственной поддержки. С учетом высокой инфляции реальный рост кредитования, вероятно, будет выражаться низкими однозначными числами, и банки смогут управлять соответствующими рисками.
Вместе с тем ожидается повышенная волатильность курсов валют. В связи с этим высокий, хотя и постепенно снижающийся уровень долларизации кредитов в Грузии, Армении и Узбекистане повышает потенциальный кредитный риск в случае существенного изменения обменного курса.
«Банки Армении и Грузии по-прежнему могут выдавать ипотечные и потребительские кредиты в иностранной валюте, хотя и в ограниченном объеме, что мы рассматриваем как фактор риска для банковских секторов этих стран, поскольку считаем, что розничные заемщики — одни из наиболее чувствительных к волатильности валютного курса. В 2022 г. армянский драм и грузинский лари укрепились по отношению к доллару США, что было выгодно для заемщиков, имеющих кредиты в иностранной валюте», — говорится в отчете.
Высокие процентные ставки, рост кредитования с ориентацией на розничные продукты, нормализация стоимости риска и контроль над операционными расходами станут ключевыми факторами стабилизации показателей прибыльности банков региона в 2023 году. По базовому сценарию, прибыльность останется в целом на уровне 2022 года. Тем не менее повышенная неопределенность операционной среды, в частности обусловленная инфляционным давлением и ростом процентных ставок, может привести к ухудшению прогнозов S&P Global Ratings.
Существенными рисками для банковских секторов стран региона остаются высокая инфляция, волатильность курса валют и потребность в рефинансировании внешних заимствований.
Ситуация в банковском секторе, поставщики ООН, бюджет href="https://aqparat.info/city/36870-almaty.html">Алматы
В 2021 году в казахстанском банковском секторе начнется рост — S&P
Расул Рысмамбетов: Казахстанский рынок депозитов ожидает динамика и рокировка
Подпишитесь на недельный обзор главных казахстанских и мировых событий
По сообщению сайта kapital.kz