За плечами Изи Смирнова – достаточный выставочный опыт в Алматы и Астане: персональные выставки в галерее современного искусства алматинских Тенгри-Умай «Откровение наблюдателя», в «Cafe de Paris», в арт-пространстве «Облака». Художник – участник международного молодежного фестиваля «ЖасStar» в 2014 и 2015 годах.
В ответ на предсказуемый вопрос – об имени Изя – автор отвечает: так его называют дома. Его первое знакомство с миром изобразительного искусства случилось в детской образовательной школе – с помощью Владимира Малышева, учителя, который раскрыл Константину мир живописи. Изначально в планах, рассказывает Изя, было заняться шахматами и стать шахматистом, но решение было принято в пользу живописи.
— Всегда отношусь к искусству с точки зрения самой постановки вопроса и тактики. То есть, стратегически цель была поставлена и выполнена: создать многогранную серию работ, — делится Изя Смирнов. – Меня интересует очень много факторов в живописи, хочу их изучить. И в этом мире живописи представляю себя скорее ученым: для меня это наука.
Изя Смирнов обучался театральной живописи в Казахской национальной академии искусств имени Т. Жургенова, позже отправился обучаться станковой живописи в Алматинском государственном университете имени Абая. Так или иначе, говорит художник, оба образования дали ему многое, а параллельно во время обучения он изучал пьесы. Сейчас Изя Смирнов живет в Караганде.
— Для создания картин необходимо самообразование – а это годы изучения живописи. То есть, база уже дана, но важно продолжать заниматься делом, чтобы дойти до тех тайн, которые тебя интересуют, ведь каждый художник задает вопрос – чем ему все-таки заниматься, — рассуждает Изя. – Название экспозиции, «Тысяча дней тишины», тоже к этому относится: после окончания учебы, мне нужно было писать картины. Я чувствовал, что для воплощения идей чего-то не хватает – изучения различных эстетик, к примеру. Да и сама практика нужна для того, чтобы дойти до уровня, который тебя устраивает. Название выставки описывает дни поиска и создания картин – но это не значит, что я ровно тысячу дней писал картины. Это значит, что были дни поиска. Хочется, чтобы живопись была сильной и мощной – в этом задача.
Уже при входе в зал музея Изобразительного искусства взгляд привлекают центральные полотна Изи Смирнова – яркие, сочные, в глубине зала – серия трагических полотен под названием «Холокост», близ нее – три картины в стиле метамодерна на тему «Мир сошел с ума», создающие определенное эмоциональное напряжение.
— Метамодерн – искусство XXI века, и изначально этот стиль спроектировали современные философы, и уже потом за него взялись режиссеры, художники и музыканты, — рассказывает Изя Смирнов. – До него был постмодерн – по сути, экзотика из разных стилей, обращение к прошлому, но метамодерн обращен к настоящему. Его цель – показать новую искренность в искусстве: то есть, художник не должен выпендриваться и показывать какую-то пост-иронию, но новую искренность этой пост-иронии.
«Сталкер» — работа Изи Смирнова в стиле абстракционизма, представленная на выставке, вдохновленная легендарной одноименной лентой Тарковского по книге братьев Стругацких. Художник напоминает о Казимире Малевиче, который и создал это направление – беспредметную живопись.
— Концепция его «Черного квадрата» заключалась в том, что, Советский Союз как новое зарождающееся государство нуждалось в создании еще и искусства: идти нужно от начала, — поясняет Изя Смирнов. – А в начале – простые геометрические тела. Оттуда и пошла концепция абстракции и распространилась на Запад и в другие страны, постоянно развиваясь. Сейчас она все-таки на первом месте у современных художников: здесь ставятся серьезные вопросы – где пустота выходит и формы и форма выходит из пустоты. И вот это изучение сознания приводит художников к сотворению полотен с разными концепциями и задачами. В каждой моей абстракции – определенная задача и цель: я не делаю одинакых работ.
Что касается «Сталкера», в картине отражено взаимодействие с мыслящей субстанцией в зоне, где оказываются герои произведения. В ней – пустота, а напряжение в фильме таково, что времени за просмотром не замечаешь – и оно будто создает абстрактность и форму, поясняет Изя.
— В этом плане абстракция – ощущение внутренней формы, — заключает автор. – Это своего рода реакция на какие-то внешние факторы. Конечно, в картине «Сталкер» есть спокойствие, но есть и акценты, отражающие определенный удар, поясняющий, что не все так гладко.
А вот «Эмоциональная структура» – картина уже куда более светлая, резко отличная от «Сталкера» и серии «Мир сошел с ума». Несмотря также на абстрактное исполнение, автор к ее концепции тоже подошел серьезно: работа над ней начиналась с эскиза, прорабатывались варианты композиции. «Эмоциональная структура», уточнил Изя – объективное отражение внутреннего и внешнего, где между собой перекликаются образы – они выражают ощущение, испытывающее форму. Ее художник и изобразил.
Гостей на открытии приветствовали не только сам Изя Смирнов, но и директор музея Бибигуль Кудабаева, а также карагандинские художники – в их числе был Владимир Троценко. Экспозиция «Тысяча дней тишины» продлится до 12 февраля. В будние дни музей Изобразительного искусства открыт с 10.00 до 18.00, в выходные – с 10.00 до 17.00. Цена входного билета – от 80 до 200 тенге.
Фото автора
По сообщению сайта EKaraganda.kz