В городском суде поставят точку в споре между китайскими и шымкентским инвесторами вокруг предприятия, сообщает vera.kz
Апелляционная инстанция городского суда решает, быть или не быть предприятию по переработке металла, которое создавали в партнерстве казахстанский и китайские инвесторы. Иск в городской суд поступил от китайских партнеров. Они стараются оспорить решение суда первой инвстанции, согласно которому все сделки и договоры с участием китайских инвесторов признаются недействительными. По сути, заявляет адвокат иностранных бизнесменов, это решение экономического суда href="https://aqparat.info/city/38328-shymkent.html">Шымкента лишает всех партнеров долей в бизнесе.
«Мы тут оспариваем решение суда. Согласно нему все сделки были признаны недействительными. Основанием стало то, что у китайских учредителей не было визы С-5. Но данные сделки были оформлены в 2017-м и в 2018-м годах. Мы в суде применили ходатайство о применении срока давности, потому что срок составляет три года. К тому же в 2018-ом году была проведена налоговая проверка и тогда они знали, что учредителями являются иностранцы, но не подавали в суд. Только спустя 5 лет подают данный иск в суд», – рассказывает адвокат Гульзада Ногайбаева.
Иск к преприятию «Амир-А» предъявило управление государственных доходов Енбекшинского района ДГД href="https://aqparat.info/city/38328-shymkent.html">Шымкента. Сделали они это после того, как с жалобой в прокуратуру обратилась казахстанская партнер китайских бизнесменов Алдыкуль Амирбекова. Она и сообщила, говорит адвокат, что китайские парнеры все годы работают без визы С-5. Суд сторону иностранцев занимать не стал, сославшись на то, что со сроками давности все в порядке, ведь государственные органы узнали об отсутствии визы только в 2022-ом году. Правда, судью не смутило, что во время перерегистрации предприятия и все годы работы завода государственные органы с проверками в цехах были ни один раз и отсутствие визы вопросов не вызывало.
«От решения пострадают все контрагенты. Учредители останутся без долей. Регистрация и перерегистрация предприятий регламентируется законом «О государственной регистрации». В данном законе нет ни одного пункта о том, что если в состав учредителей входит иностранный гражданин, то надо предоставить визу С-5. Я считаю, что это упущение в законе. К тому же китайские бизнесмены являются учредителями ТОО «Sin Yuan Steel» и ТОО «Амир-А». Согласно закону они могут получить только одну визу. Это тоже упущение в законе», – рассказывает адвокат Гульзада Ногайбаева.
Стоит отметить, что управление государственных доходов Енбекшинского района аналогичный иск о признании всех сделок недействительными подавало и в отношении предприятия ТОО «Sin Yuan Steel». Правда, потом его почему-то отозвали, но в апелляционном суде представитель государственных доходов так и не смог объяснить судье, почему возникла такая избирательность.
Судья: «Вы говорите, что на момент приобретения долей в уставном капитале ТОО «Sin Yuan Steel» были те же основания. Они не имели бизнес-визу и не могли приобрести долю. Перерегистрация этого ТОО, получается была незаконной. Но вы говорите, что отказываетесь от иска, потому что предприятие дейсвует. Но нарушение то осталось. Вы же предъявляете иск к ТОО «Амир-А» и говорите, что это неустраняемые нарушения. А здесь несмотря на нарушение, которое существовало вы отказываетесь и говорите, что не будете трогать. Этот подход как объясните?»
Представитель ДГД: «Не могу объяснить со своей стороны».
Судья: «А кто объяснит? Вы же представитель государственного органа. Иск же ваш заявлен?».
Представитель ДГД: «На вопрос затрудняюсь ответить. Это решение руководства».
Судья: «Что за избирательный подход?!»
Заседание апелляционной коллегии было решено продолжить после ознакомления с медиативным заключением, которое подписали казахстанский и китайские партнеры. По словам представителя, казахстанской стороны Алдыкуль Амирбековой, в этом документе женщина обязалась вне зависимости от решения суда вернуть китайским партнерам доли в том количестве, в каком они были до начала судебных расприй.
Завод, на котором планировалос перерабатывать лом, начали строить в 2017 году. На этой территории уже существовал небольшой цех, который стал больше по площади и по мощности производства. Расширить предприятие смогли за счет средств китайских инвесторов, говорят адвокаты. Иностранные учредители вложили в него 18 млрд тенге, или 50 млн долларов. Правда, спустя несколько лет работы они узнали, что могут лишиться всего.
«Завод строили три года. В 2021-ом уже вышли на полную мощность и начались споры. Тогда был подан иск от налоговой. Учредитель Алдыкуль Амирбекова, как представитель казахстанской стороны знала эту лазейку, что у нас нет визы С-5. Если сделки будут признаны недействительными, то единственным учредителем останется она», – рассказывал на брифинге в ноябре учредитель из Китая Кэ Цзяндун.
Такие обвинения возмутили казахстанского партнера. Алдыкуьл Амирбекова признает, что оборудование в цеха завезли, но денег никаких она не получала.
Бизнес-леди владеет 13% в компании, еще и с условием не вмешиваться в производственные дела завода. Сейчас ее это не устраивает, и она требует включить в медиативный договор пункт о том, что она имеет право принимать на работу казахстанских сотрудников и, если партнеры не выплатят вовремя дивиденды, то отдадут ей 40% акций.
«Я хоть и имею 13% я хочу принимать на работу. Я же лучше смогу узнать, кого стоит брать, а кого нет. У них же нет такой информации. Они мне, вообще, сказали, не вмешивайся. Я три года ходила и не смотрела, они мне 200 тыс зарплату платили. И еще я хочу, что если мне не будут выплачивать вовремя дивиденды, то мне отдадут 40%», – говорит учредитель из Казахстана Алдыкуль Амирбекова.
Судебные процессы не позволяют предприятию работать на полную мощность, заявляют инвесторы. Завод способен выпускать 500 тыс тонн металлоконструкций в год, экспортировать продукцию в соседние страны и обеспечить работой 250 человек.
Последние новости href="https://aqparat.info/city/38328-shymkent.html">Шымкента:
По сообщению сайта Vera.kz