Задержанных по Кемпир-Абадскому делу политиков Жениша Молдокматова и Кубанычбека Кадырова, а также активиста Эрлана Бекчоро оставили в СИЗО до 20 февраля. Такие решения принял Первомайский райсуд Бишкека.
«Сейчас, закрыв рты и посадив всех, кто говорил: «Кемпир-Абад наш» власти отдали его [Узбекистану]. […] Люди ещё не почувствововали потерю Кемпир-Абада. Только через пять лет будет написана история и тогда кыргызы подойдя к берегу водохранилища схватятся за голову. Через 10 лет у них заболит сердце. А через 15 лет кыргызы и вовсе не найдут Кемпир-Абад […] Всё, мы потеряли Кемпир-Абад, ну так отпустите уже заключенных женщин хотя бы», — сказал Молдокматов в зале суда.
По словам политика, всех кто пишет в соцсетях против власти сажают в тюрьму, а те, кто хвалит президента Садыра Жапарова и главу ГКНБ Камчыбека Ташиева «сидят на коне». Молдокматов назвал эти судебные заседания «затыканием ртов».
Эрлан Бекчоро на заседании сказал, что следствие считает преступлением создание комитета по защите Кемпир-Абада. «Они считают, что члены этого комитета хотят заморочить голову людям. Это все сказки. Никаких доказательств нет. Они не нашли ничего», — сказал Бекчоро.
Молдокматов, Кадыров и Бекчоро так же как и остальные фигуранты Кемпир-Абадского дела обвиняются в подготовке к организации массовых беспорядков.
Жениш Молдокматов — лидер Демократической партии «Туран», также был сопредседателем партии «Замандаш». Несколько раз баллотировался в парламент, но так не прошел. Активно выступал против новой Конституции Садыра Жапарова.
Кубанычбек Кадыров — лидер политической партии «Чындык». В 2021 году был кандидатом в депутаты от партии «Ата-Журт – Кыргызстан», но в парламент не прошел.
Эрлан Бекчоро — журналист, активист и член Демократической партии «Туран».
12 декабря Первомайский райсуд оставил активистов Акыла Айтбаева, Илгиза Шаменова, Чынгыза Капарова, Айданбека Акматова, Али Шабдана, Айбека Бузурманкулова и Марата Баязова в СИЗО до 20 февраля.
Кыргызстан и Узбекистан подписали законы о ратификации договора об отдельных участках госграницы и соглашение по управлению Кемпир-Абадским водохранилищем.
Садыр Жапаров подписал договор 29 ноября, Шавкат Мирзиёев — 30 ноября.
Обсуждение подписанных президентами обеих стран документов сопровождалось в Кыргызстане крупными скандалами.
Президент Садыр Жапаров и глава ГКНБ Камчыбек Ташиев настаивали на том, что передача Кемпир-Абадского водохранилища выгодна для страны.Однако местные жители, а также ряд активистов и политиков выступали против.
Некоторые местные жители опасаются, что после перехода Кемпир-Абада Узбекистану кыргызстанцам закроют доступ к водохранилищу, и граждане не смогут пользоваться плодородной землей для выращивания знаменитого узгенского риса.
В целом обсуждаемые документы вызвали несколько митингов и
курултаев, как в Ошской области, где расположено водохранилище, так и в двух крупнейших городах страны — в Бишкеке и Оше.
Жапаров, комментируя массовые аресты политиков и активистов, заявил, что задержанных «не волнует» вопрос Кемпир-Абада. Тему с водохранилищем, как считает президент, они используют в качестве повода попасть во власть.
По сообщению сайта Новости Кыргызстана