«Реализм в любом случае нужен, а уж потом можно чудить»: как уличный художник из Семея целые поколения воспитывал

Дата: 15 ноября 2022 в 13:58 Категория: Новости культуры

Каждый семейчанин наверняка замечал на Арбате в районе «Жибек жолы» дедушку с кистью в руках, окруженного небольшой выставкой пейзажей. Фарид Асенов, так зовут художника, пишет почти каждый день в теплую погоду и дарит людям красоту и настроение. Корреспондент Arnapress.kz побеседовал с уличным художником и узнал, что Фарид Асенов – член союза художников и преподаватель художественного искусства на пенсии. Мастер воспитал уже несколько поколений талантливых художников, которые преподают семейчанам сейчас, а некоторые даже успели выйти на пенсию.

В гостях у мастера всегда атмосферно. Работы художника висят на стенах, стоят на полу, «теснятся» на полках в просторной, но плотно забитой картинами мастерской. Ему восьмой десяток, и он по-детски, с любовью наносит краску на холст, рассказывая, с чего все началось.

«Впервые я взял в руки краски в классе пятом, в 10-й школе. Это началось с черчения и основ перспективы. Наш преподаватель Владимир Левченко начал с простейших предметов и постепенно обучал писать портреты, мы сами себя рисовали в зеркало. Спустя годы на эти портреты смотреть смешно, конечно, было, но так мы учились», – вспоминает художник.

С 1976 по 1981 год Фарид Асенов учился в пединституте имени Крупской, ныне университет имени Шакарима. Параллельно работал на сенокосе, обувной фабрике, слесарем в автомастерских.

«Я сначала восемь классов окончил, потом работал и параллельно ходил в вечернюю школу. Сначала занимался графикой, а в армии был художником-оформителем, масляными красками увлекся, там навалом было – делай и все. Разбавил, потекло. В 25 лет поступил в институт на худграф, хотя это казалось для меня чем-то недосягаемым. После армии друг приехал поступать и уговорил меня пойти с ним. Но мне не хватило полбалла, ему – два. Я приехал забирать документы и тут встретил декана факультета, который сообщил, что меня зачислили. Я от неожиданности даже опешил. Было очень здорово, я учился, работал параллельно. Учителя были сильные. После окончания работал на кафедре живописи в своем институте четыре года. Затем художником-оформителем работал, обзавелся семьей, детьми, менял работу еще несколько раз, пережил сокращение в Горбачевские времена. Но в последний год перед пенсией вернулся в родной пединститут на худграф. Закончил там, где начинал», – делится мастер.

Вот уже восьмой год Фарид Аргынович на пенсии. И на протяжении всего своего пути член союза художников Семея пишет маслом и гуашью пейзажи и натюрморты, попутно радуя горожан.

 «На улице – это хобби, вернисаж наш. Это началось в парке Ленина в 1997 году. В одно время преподавателям не платили зарплаты по полгода. И мы выставляли свои работы в парке, люди покупали, все пошло в фонд кафедры в помощь преподавателям. Затем помогала уже администрация города. С их разрешения организовывали ярмарки продаж картин на Арбате в районе «Жибек жолы». Так мы превратили свое хобби в полезное дело. Со временем нас становилось все меньше, кто-то уехал, некоторым профессорам уже неудобно было рисовать на улице. Нас много было, сейчас я один рисую там. С 1997-го каждый год в теплое время года выхожу рисовать, перерыв был только во время пандемии», – рассказывает Фарид Асенов.

Будучи сторонником советской школы и поклонником живописца Аркадия Пластова, Фарид Асенов часто пишет атмосферные пейзажи старого Семея. Картины, конечно, продает, но уверяет, что деньги для него отнюдь не самое главное.

«Цены у меня договорные, кто-то говорит – смешные. Но дело не в деньгах, они так, для поддержки штанов, грубо говоря. На материалы в основном уходят. Материалы очень дорогие. Членам союза есть скидки по 10%, но это мизер по сравнению с общей ценой. Холсты иногда сами делаем: обтягиваем, грунтуем, колотим. А так, я для души, приятно слышать слова благодарности от людей. Меня вдохновляет, когда люди просто подходят и говорят: «Как здорово, спасибо». Берут или не берут, это уже не так важно. Приятно, конечно, когда берут, раз взяли, значит – понравилось. Я и дарил картины. Но иной раз от души подаришь, смотришь – а картина в гараже висит. Это не дело. Все-таки труд должен оплачиваться. На Арбате люди реагируют на мое творчество по-разному. Иногда подходят те, кто разбирается в этом профессионально, складывается интересный разговор. Люди часто просят тематику национальную, допустим. Местные пейзажи идут хорошо. Приезжие особенно часто берут семипалатинские виды. Рисую, бывает, с натуры, бывает, по памяти, импровизирую, бывает, срисовываю. Стараюсь, чтобы людям нравилось. Это самое главное», – говорит художник.

Холодная мастерская, в которой творит художник, откровенно говоря, нуждается в ремонте. Он скромно упомянул о предположительной помощи со стороны акимата.

«Сейчас образовалась новая область. Я думаю, отдел культуры вызовет нашего председателя, возможно, обговорят, а то работа союза зачахла немного. Раньше были художественно-промышленные мастерские, государственные заказы. Сейчас нет», – с надеждой отзывается мастер.

Недалеко от традиционного места художника своим творчеством делится уличный музыкант-баянист. Он исполняет ретро и уже полюбился семейчанам своими душевными мелодиями. Фарид Асенов поделился, что знаком с «соседом».

«Знаю его, он, кстати, бульдозерист. Как-то холодно было, я подошел, как у вас, говорю, руки-то не мерзнут. Говорит: привык. Он сам, оказывается, из Шульбинска, ездит на своей машине. Человек без музыкального образования, как может, так играет. Звучат мелодии наших лет. И людям нравится, все довольны», – рассказывает Фарид Асенов.

Семей всегда считался культурным центром, а его горожане – ценителями искусства и творчества. Так и есть, ведь недаром в Семее скупают билеты в театр за первую неделю после выхода афиши, недаром молодежь так тянется к музыке, живописи и книгам, недаром на Арбате звучит то поп, то рок. И недаром стар и млад выходит в центр города, чтобы поделиться, чем умеет. Таланты этого города знают, что здесь их творчество – глоток свежего воздуха и целое вдохновение для других. И даже пенсионеры продолжают радовать и передавать свои знания новому поколению. Яркий опыт семейского художника заставляет признать его как наставника не только для его учеников. Художник охотно поделился парочкой советов для юных талантов Семея и страны.

«Начинать нужно с азов. В первую очередь, школу пройти желательно. Хотя бы самостоятельно: читать литературу, в интернете информации тоже много, пообщаться с художниками полезно. Реализм в любом случае нужен, а уж потом можно куролесить, чудить. И необходима постоянная практика», – отмечает художник.

 

Акбота КАБИМОЛЛАЕВА

Фото: Arnapress.kz

По сообщению сайта Arna Press