Tazabek — Недавно, 13 сентября, Министерство экономики вынесло на общественное обсуждение абсолютной новый и спорный закон «О ценообразовании».
Основная его цель — ввести государственное регулирование цен на товары и услуги в Кыргызстане. Если его примут, власти смогут диктовать, по каким ценам продавать товары и услуги, как крупным игрокам рынка, доминантам, так, и, скорее всего, малому и среднему бизнесу. А вот госорганам выдадут полный карт-бланш на проверку предпринимательской деятельности. И это притом, что закон кроет в себе риски. Самые опасные из них – уничтожение рыночной экономики в Кыргызстане, создание предпосылок для устойчивой коррупции и рост цен на товары. И все это тогда, когда страна еще не оправилась от последствий пандемии.
Убить рынок
В Минэкономики считают, что законопроект положительно скажется на настроениях в обществе, а государство сможет контролировать стоимость товаров и услуг населению. Но экспертное сообщество сдержанно относится к заявлениям властей.
В данном случае, как отметили в Институте бизнес-омбудсмена, стоит помнить, что в официальных документах КР и Национальной стратегии развития указано — Кыргызстан намерен развиваться путем рыночной экономики.
Можно сделать вывод, что закон Минэкономики «О ценообразовании» противоречит курсу, на который ранее нацелились власти страны — развиваться путем рыночной, а не плановой экономики.
В нем говорится, что государство сможет регулировать цены на:
С полным списком можно ознакомиться здесь.
В данном случае стоит помнить и о том, что в рыночной экономике тоже предусмотрены и куда более эффективные меры по сдерживанию цен на социально-важные товары, а бизнес нередко идет навстречу правительству в тяжелых обстоятельствах (Торговые сети всегда снижают цены на социально-важные товары. — Прим).
В данной ситуации эксперты советуют изучить действующее законодательство, включая эффективность его применения, а затем внести в него изменения, а не принимать довольно спорный закон.
Кроме того, предприниматели от нового проекта не выиграют от слова совсем. Экономика – тоже. Об этом говорится в самом анализе регулятивного воздействия (АРВ. — далее по тексту), который подготовили авторы закона.
Так, в АРВ отмечается, что «бизнес не заинтересован во введении государственного регулирования цен», поскольку госрегулирование цен «приводит к отрыву от реальных условий рынка, ведет к сдерживанию развития бизнеса, ограничивает конкуренцию, инвестиции и деловую активность».
В этом случае авторам законопроекта в Институте бизнес-омубдсмена советуют оценить направленность представленного документа, который может негативно отразиться на развитии экономики.
Маркетологи — на выход
Еще одна опасность закона — его коррупциогенность. Предприниматели, опрошенные Tazabek, но не пожелавшие назвать свои имена, рассказали: «в одном госоргане (Госантимонополии. — Прим) хотят совместить как функции регулирования, так и функции контроля, а сам закон полон неясностей и двусмысленных трактовок».
Так, например, ведомство сможет осуществлять не только мониторинг цен на рынке Кыргызстана, но и проверку компаний-доминантов.
В первой статье главы седьмой закона «О ценообразовании» говорится, что в процессе госрегулирования цен методы регулирования, в том числе декларирование цен, могут применяться.
Само декларирование цен означает то, что крупные компании-доминанты будут уведомлять Госантимонополию об изменении цен.
Для этого их обяжут указывать данные об изменении цен и тарифов, калькуляцию себестоимости продукции с расшифровкой удорожания затрат, информацию об объемах производства и обосновывать причины изменения стоимости товаров и услуг.
Если же они необоснованно повысят цены без каких бы то ни было видимых причин, государство сможет само выставлять фиксированную цену на их продукцию.
Маркетологи могут пачками брать отпуск за ненадобностью, ведь их работу будут выполнять чиновники, устанавливая более приемлемые цены в своих интересах, а не бизнеса.
А размытость формулировок в законе, вероятно, снова приведет все к той же коррупции при «проверках», как отмечают эксперты.
К слову, в анализе регулятивного воздействия закона сказано, что доминирующее положение занимают компании, продающие ГСМ, занимающиеся авиаперевозками, закупающие молоко и предоставляющие услуги связи.
В АРВ говорится: «некоторые из них нарушают закон «О конкуренции». Но конкретных примеров авторы закона не приводят.
Законопроект вызывает сомнения еще и потому, что в нем не приводится конкретный успешный международный опыт регулирования цен, планируемый построить в КР.
«В основном, регулирование цен в зарубежных странах касается сфер естественных монополий и социально-значимых товаров и не затрагивает, в том числе, хозяйствующие субъекты, занимающие доминирующее положение», — отмечают в Институте бизнес-омбудсмена.
Не менее важным можно назвать и то, что, авторы, вероятно, не провели и экспертизы закона. Про это не упоминается и в справке-обоснования к нему.
Но специалисты сходятся во мнении: пока что закон выглядит довольно сырым, а последствия, которые он может повлечь – угрожающими, как для бизнеса, так и экономики в целом.
За последними событиями следите в Телеграм-канале @tazabek_official
По сообщению сайта Tazabek