«Казахский язык знала лучше, чем русский». Новая Ронда Роузи из UFC о детстве в Атырау, нереальном Рахмонове и разнице в менталитете

Дата: 27 сентября 2022 в 21:39


Корреспондент республиканского интернет-портала Sports.kz решил связаться с Ириной Алексеевой, которую наши коллеги из России давно окрестили «Русской Рондой» в честь легендарной американской файтерши ММА, и попросить ее рассказать о своих отношениях с Казахстаном поподробнее.

— Ирина, расскажите, пожалуйста, побольше о своем детстве. В каком ауле под Атырау Вы жили?
— Я жила в Атырау в поселке Жумыскер. Училась в поселке Балыкши — он напротив через речку Урал располагался. Жила я там до 14 лет у своих бабушки с дедушкой по материнской линии.

Все мое детство проходило там. Жила в частном доме — в поселке у нас квартир в то время и не было. Часто вспоминаю, все время хочется вернуться туда. Очень хорошие воспоминания — вот это детство мое насыщенное, благодаря которому сейчас я в спорте. Это все идет оттуда — из моего детства, из Казахстана. Вот этот характер мой — постоять за себя, за близких, это все в Казахстане воспитано до 14 лет, потому что там что ни день, то мясорубка тоже была (Смеется).

— То есть, Ваша тяга к боевым искусствам еще из тех лет?
— Я всегда хотела заниматься каким-либо видом спорта — всегда тянуло что-то боевое. Мой троюродный брат занимался каратэ — на тот момент по детям уже чемпионом Атырау, помню, точно был... Как бы даже — не Казахстана. Я всегда хотела — но меня не отпускали, потому что — частный дом: нужно печку топить, дрова колоть... Были бабушка с дедушкой, мать у меня на тот момент жила и училась в России. Там и осталась, хотя должна была вернуться. Пока я в Казахстане жила, дяди, тети — у них, все равно, своя жизнь, своя семья. Я помогала — огород, там, копала. Физический труд. Думаю, люди из 90-х, кто жил в частном доме, именно дети, знают, что газа не было, воды в доме не было. Надо было отапливать дом. Плюс кризис был: 90-е годы — в плане еды, в плане работы, зарплат... Что мы выращивали в огороде, то, можно сказать, зимой и ели. Поэтому — да, хотелось мне заниматься с тех лет боевыми искусствами, но нужно было работать по дому... И меня не отпускали.

— По-казахски говорите?
— На данный момент не говорю. Может, еще и помню что-то — стандартные какие-то слова. Но раньше я довольно уже таки неплохо к 14 годам говорила на казахском — порой даже мне кажется, что знала его лучше, чем русский, потому что когда приехала в Россию, первые полгода не всегда нормально понимала здесь людей. И даже в школе были моменты, когда я отвечала на казахском языке — по привычке. Меня здесь, в России, в школу из-за этого сначала не хотели брать. Потом, все-таки, моя местная бабушка шухер устроила — и меня сразу же взяли.

— Как, вообще, уехали?
— За мной приехал мой крестный, дядя — и забрал туда. Я написала письмо бабушке туда, потому что мне было уже 14 лет — и я не могла, как хотела, заниматься спортом. Очень много хулиганила, постоянно были драки — и уже начинала понимать, что дальше будет хуже. Хочешь не хочешь, у нас постоянно одна улица против другой дрались, один поселок — против другого. Очень были сильные, прям серьезные такие драки. Там у нас и девчонки, и парни — все дрались... Ну, в основном, я одна девчонка была в нашей компании, в другой парочку еще. Понимала, что очень много энергии затрачиваю — дома работаю, на улице дерусь, в школе дерусь... Нужно было переезжать, что-то менять.

Написала письмо бабушке: «Хочу спортом заниматься, забери меня». Эта бабушка — по отцу, из России. И — все, приехал мой крестный отец и забрал меня. Как только я приехала к своей бабушке, в этот же день мы с ней сразу пошли в спортшколу. С этого времени я и начала заниматься дзюдо и самбо.

Очень долго выступала в этих видах спорта. Чемпионат Мира по самбо выиграла, была в сборной России по дзюдо. Медали чемпионатов Европы, Кубок Мира выигрывала тоже по самбо.

— Как давно переключились на ММА?
— Уже в 25 лет я начала заниматься рукопашным боем — там выиграла два чемпионата Мира, два чемпионата Европы, чемпионат Азии, в этом году в пятый раз стала чемпионкой России. И через три года после того, как стала заниматься рукопашным боем, в 2018-м, решила дебютировать в ММА.

— А что там за история произошла с увольнением из Bellator после успешного Вашего дебюта?
— По сути, в Bellator меня не увольняли — там у меня, вообще, должен был уже состояться следующий бой, так как я в июне получила визу. Но мой менеджер из Америки смог просто меня из этого промоушна перетащить в UFC, потому что, конечно, любому менеджеру лучше, чтобы его спортсмен дрался в лучшей лиге мира. Ему успешно удалось об этом договориться — и просто когда уже знал, что менеджеры UFC согласны меня подписать, пошел к директору Bellator и договорился с ним. И все — то есть, я без всяких санкций и штрафов ушла в UFC. Можно сказать, это как трансфер получился.

— С Казахстаном Вас в настоящее время что-то связывает? Когда в последний раз были в стране, где появились на свет?
— В настоящее время меня связывает с Казахстаном то, что там мой дом, я там родилась, там моя семья — мои братья, сестры, дядя, тетя. Бабушки и дедушки уже нету, но вся семья по материнской линии у меня там. Ну, и дом, где я росла. То есть, очень многое меня с Казахстаном связывает. Я считаю его своей первой Родиной. Я там родилась, это моя земля. Когда туда приезжаю и потом возвращаюсь обратно в Россию, я наполняюсь силами. В меня как будто новая жизнь вселяется.

В этом году, к сожалению, не получилось у меня летом приехать... Планировала сделать это на предстоящий Новый год, но сейчас у нас такая ситуация в мире, в стране, что не знаю, когда теперь увижу своих родственников. Очень все печально. Я люблю свой город Атырау, школу. Когда приезжаю, всегда хожу в свою школу имени Ломоносова в Балыкши. Помню, когда пришла, моя учительница вообще обалдела. Говорит: «Ира, кто учился у меня до 11 класса, ко мне не ходят, а ты после 7-го ушла — и то ходишь». А она учительница моя с начальных классов, я ее очень уважаю, очень люблю. Очень много знаний мне дала, которые в будущем пригодились. Воспитывала нас очень нестрого, но и держала, как говорится, в уздечке. Большая молодец.

— Следите за выступлениями казахстанцев в UFC? Если — да, то что думаете о их перспективах там?
— Да, всегда слежу за бойцами из Казахстана. Очень сильно всегда за них болею и переживаю. Для меня № 1 — это Шавкат Рахмонов. Он прям очень такой перспективный — не удивлюсь, если станет чемпионом в своем дивизионе. Какой-то нереальный — прям как будто бы, я не знаю, обладает нечеловеческими силами... Вот эти инстинкты и чувствительность Шавката — именно такие, которые нужны для бойца. Он из обычных ситуаций может просто взять и сделать финиш конкретный.

Также смотрю за Жалгасом Жумагуловым, за Машей Агаповой слежу всегда тоже. Не всегда просматриваю бои, когда они дерутся, онлайн, потому что у нас в это время утро либо их не транслируют — смотрю потом. Но иногда бывает, что и попадаю на их поединки — всегда болею, потому что, все-таки, у нас такой менталитет. Даже в России люди говорят, что я очень сильно отличаюсь от местных — немного другая (Смеется). Говорю — это менталитет. Я до 14 лет это впитала — доброту, отзывчивость, готовность помочь в любой момент своим близким. То есть, — что-то такое настоящее. У нас здесь люди, конечно, более злые, алчные — не все, понятное дело, но в Казахстане, когда я приезжаю, все как-то всегда отзывчивее, чем тут. Намного.

Наверняка все зависит от того, в каком регионе мы живем. Конечно, это все и от самого человека зависит. Но я Вам скажу больше: здесь, в Челябинске, казахи же тоже есть, и вот как-то люди, с которыми я всегда начинала общаться, они даже на вид русские — ну, славянской внешности, и с ними у меня коннект как-то всегда лучше был. Мы дружили — и потом, со временем, узнавалось, что они тоже, оказывается, из Казахстана. И вот последний случай: я на сборах была в Екатеринбурге. А там просто — огромный клуб, и что-то в раздевалке с девчонками разговариваем, с одной сдружились. И она мне, такая, говорит: «А ты откуда?». «Из Казахстана сама родом, сейчас тут». А она: «О, я тоже из Казахстана!». И вот реально меня вот эта вот фигня все время преследует — люди, с которыми нахожу коннект, как потом оказывается, из Казахстана. Конечно, есть и те, кто не оттуда, но это очень частое явление вообще. 

По сообщению сайта Sports.kz