Tazabek — «Желтое золото» на фоне мировых противостояний, изменения климата и приверженности идеи внедрения «зеленых» технологий в последнее время получило новый статус. Известная своим рыжим отливом медь во второй половине 2021 года подорожала почти до $11 тыс. за тонну.
Всплеск стоимости произошел из-за дисбаланса спроса и предложения на рынке, однако, по мнению основателя группы USM (в нее входит компания «Удоканская медь») Алишера Усманова, к 2040 году спрос на медь вырастет в 2,7 раза, а сам металл будет иметь решающее значение для технологий возобновляемой энергетики.
«Медь часто называют «новым золотом», «новой нефтью» или даже «металлом будущего» из-за ее незаменимой роли в низкоуглеродной экономике и высокотехнологичных отраслях. К 2040 году среди минералов и металлов, используемых в экологически чистых энергетических технологиях, будет доминировать спрос на медь, никель и графит», — пишет РБК, цитируя слова бизнесмена Алишера Усманова.
По его мнению, спрос на медь будет превышать предложение в долгосрочной перспективе — действующие месторождения близки к пику своей выработки, новых открывается мало, а низкоуглеродная экономика будет потреблять все больше «желтого» металла.
После резкого скачка осенью 2021 года в первой половине 2022 года — апрель-май и июнь-июль — наблюдалось значительное снижение цены на медь, однако прогнозы говорят о том, что спрос на металл со стороны «чистых» технологий будет расти параллельно с увеличением потребления в строительном и производственном секторах.
По мнению бизнесмена А.Усманова, для предотвращения глобального дефицита меди нужно инвестировать в геологоразведку и «гринфилд»-проекты, развивать технологии для повышения уровня извлечения металла, а также для переработки медного лома.
На данный момент самым крупным добытчиком меди в мире является Чили. В 2021 году, по информации International Copper Study Group, страна добыла примерно 5,6 млн тонн. На втором месте оказалась Перу (2,2 млн тонн), на третьем — Китай (1,8 млн тонн).
Далее в порядке убывания идут Республика Конго, США, Австралия, Замбия, Россия, Индонезия, Мексика.
В связи с повышенным интересом к «желтому» металлу издание Tazabek решило узнать, каким потенциалом в медном вопросе обладает Кыргызстан.
Медь кыргызской земли
Кыргызстан, по данным Министерства природных ресурсов, экологии и технического надзора, располагает довольно значительной минерально-сырьевой базой по меди, однако основная часть запасов заключена в бедных медно-порфировых, скарновых и стратиформных месторождениях. Для эффективного использования этих месторождений необходимо создание и внедрение высокоэффективных технологий добычи и переработки руд.
Государственным балансом запасов Кыргызской Республики медь учитывается в 15 комплексных рудных месторождениях с суммарными балансовыми и забалансовыми запасами меди в объеме 795,9 тыс. тонн.
Собственно медные месторождения государственным балансом запасов меди в настоящее время не учтены. Запасы меди, содержащиеся в комплексных рудах месторождений, по состоянию на 1 января 2022 года распределены между 6 областями таким образом:
1. Жалал-Абадская область — 595 тыс. тонн;
2. Иссык-Кульская область — 16,5 тыс. тонн;
3. Чуйская область — 28,3 тыс. тонн;
4. Ошская область — 18,7 тыс. тонн;
5. Таласская область — 111 тыс. тонн;
6. Нарынская область — 26,4 тыс. тонн.
Определить является ли месторождение крупным позволяет специальная классификация от 29 ноября 2018 года. Согласно этой градации, к крупным месторождениям с содержанием меди относятся те, запасы которых более 3 млн тонн меди. В настоящее время среди разведанных месторождений республики таковых не имеется, но без чуть более мелких объектов страна не осталась.
Запасы меди и лицензии на недра К средним месторождениям, по данным Минприроды, можно отнести месторождение Бозымчак в Ала-Букинском районе Жалал-Абадской области и месторождение Куру-Тегерек в Чаткальском районе Жалал-Абадской области.
За последними событиями следите через наш Твиттер @tazabek
По сообщению сайта Tazabek