Покупка частных нефтегазодобывающих компаний, которые работают на богатых природным газом месторождениях с доказанными запасами, может в короткие сроки увеличить объем производства голубого топлива нацкомпанией QazaqGaz. Такое мнение в интервью корреспонденту центра деловой информации Kapital.kz озвучил директор исследовательского центра «Энергетические аспекты Казахстана» Алмаз Абилдаев. Эксперт также поделился своим мнением о некоторых статьях Комплексного плана развития газовой отрасли страны на 2022-2026 годы, который правительство утвердило 20 июля.
«В документе записано, что к 2030 году прирост производства товарного газа запланирован на уровне плюс 15 млрд куб. м. Этого целевого показателя планируется достичь за счет запуска наиболее подготовленных проектов по добыче газа и увеличения объемов его переработки. Что это за проекты – большой вопрос вызывает, думаю, не только у меня. Как будет происходить увеличение производства? За счет роста прогнозируемой собственной добычи нацкомпании или за счет наращивания нефтедобычи транснациональными корпорациями (ТНК), в состав которых входят такие нефтедобывающие гиганты, как BP, Chevron, Shell, Total, Eni? В плане развития газовой отрасли неполно раскрыта новая стратегия геологоразведки. Когда геологи будут загружены работой именно по поиску новых перспективных месторождений газа? Геологоразведка – это очень затратный, трудоемкий и длительный процесс. Иногда он еще и безрезультатный», — говорит Алмаз Абилдаев.
Эксперт объясняет, что сейчас практически весь газ в Казахстане добывают 3 ТНК: Карачаганак Петролеум Оперейтинг, Тенгизшевройл и Северо-Каспийский проект по разработке гигантского месторождения Кашаган. QazaqGaz и региональные государственные газовые компании закупают природный газ у нефтедобывающих компаний по фиксированной правительством цене для текущих потребностей. Основной объем добытого газа ТНК экспортируют на международные рынки, где цена на порядок выше. Задача перенаправить на внутренний рынок уже в следующем году 2 млрд кубометров газа, который добывает Тенгизшевройл, поставленная президентом Касым-Жомартом Токаевым, станет предметом очень непростых и длительных переговоров, отмечает Алмаз Абилдаев.
«В соглашениях о разделе продукции (СРП), которые регулируют условия работы западных нефтедобывающих компаний в Казахстане, нет обязательства обеспечить энергобезопасность республики. Кашаган, Карачаганак, Тенгиз – это коммерческие проекты. Инвесторы добывают нефть, наращивают объемы, платят налоги, то есть выполняют обязательства, прописанные СРП. Менять правила игры всегда сложно, но необходимо. Нужна политическая воля», — говорит эксперт.
Он также указывает на то, что у компаний разная себестоимость добычи газа, поэтому с каждым недропользователем нужно будет отдельно договариваться о цене. Это добавит сложностей казахстанским переговорщикам. Чтобы придти к компромиссу, потребуется время. А газ нужен еще вчера, говорит Алмаз Абилдаев. Эксперт предлагает решение, которое, с одной стороны, поможет на короткой дистанции увеличить объем производства газа внутри страны, а с другой — усилит позиции нацкомпании QazaqGaz как производителя голубого топлива.
«Сейчас QazaqGaz «сидит на трубе», а если компания купит 2-3 частные нефтегазодобывающие компании, которые разрабатывают богатые газом месторождения на западе Казахстана, то она может в короткие сроки увеличить объем производства природного газа. Нужно продумать и использовать механизмы прямого финансирования QazaqGaz для покупки 100% акций частных нефтегазовых компаний или значительной доли в их капитале, которая даст возможность влиять на принятие решений. Это не будет дорого. Деньги на это у правительства есть. Господдержка в переговорах с собственниками будет. Если нужно, можно использовать административный ресурс», — уверен Алмаз Абилдаев.
По его мнению, если QazaqGaz получит возможность кроме производства газа добывать нефть и экспортировать ее, то нацкомпании будут доступны необходимые средства для инвестирования в проекты по геологоразведке и разработке новых месторождений, развитию сети газопроводов и смежной инфраструктуры.
«Нефть сейчас дорогая, ее экспорт обеспечит хорошие доходы компании, которая сейчас показывает убытки. Я вижу здесь еще один большой плюс для государства. QazaqGaz может стать по-настоящему сильной нацкомпанией. Конфликта интересов с «КазМунайГазом» здесь быть не может. Если взять Россию, там есть «Роснефть», но еще у «Газпрома» есть «дочка», которая добычей нефти занимается – компания «Газпром нефть». В Китае 4 государственные компании работают в нефтегазовом секторе», — отмечает эксперт.
Напомним, 9 июня, выступая на Совете иностранных инвесторов, президент Касым-Жомарт Токаев дал поручение правительству совместно с акционерами месторождения Тенгиз проработать вопрос перенаправления 2 млрд кубометров газа с экспортного на внутренний рынок из-за прогнозируемого в 2023 году дефицита голубого топлива в Казахстане. Кроме того, президент поручил правительству срочно решить вопрос финансирования проекта по строительству газоперерабатывающего завода на Кашагане мощностью 1 млрд кубометров.
Подпишитесь на недельный обзор главных казахстанских и мировых событий
По сообщению сайта kapital.kz