Неслучайные случайности: в карагандинском театре имени Станиславского готовят премьеру «Старшего сына»

Дата: 24 июня 2022 в 15:45 Категория: Новости культуры


Пьеса «Старший сын» Вампилова была написана в 1967 году и первоначально имела несколько вариаций и разные названия: «Мир в доме Сарафановых», «Женихи», «Предместье». Комедия в двух действиях построена на стечениях обстоятельств, случайных совпадениях, которые и составляют основу сюжета. Это история о добрых, отзывчивых, открытых сердцем, может быть, в чем-то даже наивных людях. Начинается она как шутка, а переходит в притчу. Душевная близость не всегда зависит от родственных связей: даже посторонний человек может стать по-настоящему родным – об этом произведение тоже говорит.

Итак, холодным весенним вечером студент Владимир Бусыгин и его новый знакомый по прозвищу Сильва, только что встретившиеся в кафе, провожают до дома подруг, рассчитывая на отношения. Но девушки дают им от ворот поворот — и парни, поняв, что опоздали на электричку, безуспешно ищут ночлег. Случайно видят выходящего из дома Андрея Григорьевича Сарафанова, слышат его имя и решают воспользоваться этим: зайти в квартиру, представившись знакомыми, и хотя бы погреться. В разговоре с Васенькой, сыном мужчины, Сильва неожиданно сообщает, что Бусыгин — его брат и сын Сарафанова. Эту историю хозяин дома принимает за чистую монету: когда-то у него был роман с девушкой из Чернигова, и хочется верить, что Володя действительно его сын. Утром ребята хотят бежать, но Бусыгин чувствует себя лжецом: «Не дай-то Бог обманывать того, кто верит каждому твоему слову». Когда Сарафанов вручает парню семейную реликвию — серебряную табакерку, которая передавалась старшему сыну, тот решает остаться и чувствует себя родным в семье.

Вампилов называл свою пьесу комедией, но это лишь первые сюжетные повороты: герои случайно встречаются в кафе, случайно оказываются в предместье, случайно подслушивают разговор Сарафанова с соседом, случайно оказываются посвященными в семейную тайну. Пьеса постепенно перерастает в драматическую историю, за которой угадываются мотивы притчи о блудном сыне. При этом блудный «сын» возвращается в дом, из которого никогда не уходил, и остается в доме, чтобы восстановить его. Способность слушать и понимать, помогать и поддерживать, любить – вот основные компоненты семейных отношений, которые рассматриваются здесь не как официальные, а в ракурсе родства душ.

В спектакле заняты актеры театра Денис Цветков (Сарафанов), Виталий Мосин (Васенька), Азиза Зейнешева-Марычева и Мария Мосина (Нина), Валентина Шматенко и Оксана Игнатенко (Макарская), Антон Звонов (Сильва), Павел Кондратьев (Бусыгин), Андрей Марычев и Артем Жангиров (Кудимов), Дарья Данилина и Александра Мартинс (подруги), а также Дина Семененко, Владимир Левтеров и Алексей Браилко (соседи). Художником-постановщиком выступает Елена Ким, художником по свету – Денис Цветков, за музыкальное оформление ответственен Ерлан Садуакасов.

— В апреле этого года я побывал в Санкт-Петербурге на совещание Ассоциации русских театров за рубежом, где и встретил Леонида Алимова, главного режиссера Академического драматического театра имени В.Ф. Комиссаржевской. Там я попал на спектакль «20 минут с ангелом» — тоже по Вампилову и тоже в постановке Леонида Александровича, — поделился директор театра Дунай Еспаев. – История в «Старшем сыне» — простая, но она вызывает слезу. Ранее этот спектакль, надо сказать, в репертуаре у нас уже был, но каждая постановка имеет свою подачу, как и каждый режиссер – свой почерк.

В Санкт-Петербурге 142 театра, и Леонид Алимов признается: несколько лет он работал в Китае, и, называя эту цифру, встречал удивление – на встречах думали, что он ошибся. Их действительно много: государственных, частных, полугосударственных... Тренды в театрах, поэтому, самые разные, но сам Леонид Александрович – приверженец простого театра, с ясным и чистым посылом, понятного зрителю. Кроме того, он занят в некоторых постановках и как актер.

— Приехав в Караганду, я почти ни одного вечера не находился в гостинице: смотрел спектакли в театрах, и очень многие постановки мне откликнулись – они подтверждают мою точку зрения на театр, — делится Леонид Алимов. – Наверное, поэтому мы и сработались так, как было нужно. В Караганду я влюбился, влюбился в отношение людей к театру и в доброту карагандинцев.

Александр Вампилов – уже классик, продолжает режиссер. Прошло полвека с написания пьесы «Старший сын», но вопросы, которые она поднимает, вечны: она про любого из нас, людей. Роль Сарафанова Леонид Александрович называет ролью масштаба мировой драматургии – ее просто так не сыграть, несмотря на кажущуюся незатейливость. Она требует огромной эмоциональной и психологической отдачи.

К слову, и актер Денис Цветков, выступивший в спектакле еще и художником по свету, как раз в этих трех словах и описывает постановку: «Это про нас». О роли Сарафанова отзывается тепло: точек соприкосновения между ним и персонажем немало.

— Я лично знаком с первым исполнителем роли Бусыгина в театре Валерием Алексеевым – сейчас он работает в Омском драматическом театре. Он рассказывал мне о самом Вампилове и общении с ним, — добавил Денис. – Сам я никогда не думал, что сыграю Сарафанова, тем более Вампилова сейчас ставят нечасто, а произведения у него очень достойные. Что касается моего персонажа – в пьесе его дочь Нина описывает героя как блаженного, юродивого. Таких людей в нашей жизни может встретиться немало: они готовы помочь безвозмездно, броситься на помощь другому – человеку, животному... И есть, конечно, те, кто пользуется этим. И да, Сарафановым тоже пользуются, но это имеет другие – счастливые – последствия.

В этот раз совмещать работу художника по свету и работу на сцене в одной из главных ролей было особенно непросто, признается Денис Цветков. Непросто это было и для Леонида Алимова: обычно, говорит режиссер, художник по свету находится рядом, сразу можно отмечать смену световых картинок – а здесь художник на сцене, но при этом успевает все. «Тяжело, но интересно», — делится Денис, добавляя, что совмещать и ту, и другую работу, помогло прежде всего желание действовать.

Билеты на спектакль «Старший сын» уже есть в продаже: их можно приобрести в кассе театра, на сайтах ticketon.kz и kassy.kz. Цена билетов варьируется от 1 000 до 1 500 тенге.

Фото автора 

По сообщению сайта EKaraganda.kz