Выступление А.Перуашева на пленарном заседании в ходе обсуждения отчетов Правительства и Счетного комитета об исполнении республиканского бюджета за 2021 год
Уважаемые коллеги
Прежде всего, разрешите поздравить всех нас с успешным проведением референдума по конституционной реформе.
Эти изменения прямо коснутся и нашей с вами работы.
Так, Заключения Счетного комитета, на которые мы опираемся сегодня, станут актами ревизии Высшей аудиторской палаты, а изложенные в них факты будут служить основанием для возбуждения дел и привлечения ответственных чиновников.
Это выведет работу Парламента на качественно новый уровень, усилит баланс сдержек и противовесов между исполнительной и представительной ветвями власти.
22 февраля т.г. Глава государствам подчеркнул, что задачей экономических реформ являются не абстрактные цифры, а повышение уровня жизни народа.
Как известно, ранее в законе О правительстве существовала норма, обязывающая новый состав правительства представлять и защищать в парламенте программу своих действий.
В 2007 г. эта норма исчезла, и с тех пор парламент работает не с политической программой правительства, а с его, так сказать, «бухгалтерией».
Но и тут не всё ладно. А точнее сказать, всё неладно – такое впечатление, что исключение нормы об обязательном утверждении программы действий развязало руки госорганам на самое вольное обращение с народными деньгами.
В Отчёте за 2021 год правительство впервые представило расширенный документ, частично затронув в том числе и показатели квазигоссектора. Это важный шаг к открытости бюджета, который заслуживает уважения.
Тем не менее, фракция «Ак жол» вынуждена отметить комплекс негативных моментов, отражённых в заключении Счетного комитета.
Так, за прошлый год произошло двукратное сокращение темпов роста реальных доходов населения (6,4% в 2019 г., 2,9% в 2021 г.)
— снижение валового выпуска продукции в сельском хозяйстве на 2,5% (растениеводство – минус 6,7%)
— инфляция в 1,5 раза превысила установленный лимит (8,4% вместо плановых 4-6%) и т.д.
— Среди субъективных причин такого положения в экономике фракция «Ак жол» усматривает неадекватную базовую ставку Нацбанка и в целом, лоббирование Нацбанком интересов банков второго уровня.
Как сообщил КГД на вчерашнем обсуждении Налогового кодекса, налоговая нагрузка на банки всего лишь от 2 до 5%, при том, что им платит вся экономика – и государство, и бизнес, и население. Граждане платят 10% подоходного налога, налоговая нагрузка на предприятия – более 40%, а банки никому ничего не должны. Поэтому когда экономика падала, у них наоборот, росли доходы. Вот где резервы для бюджета, уважаемое Правительство. Пора уже ставить налогообложение на справедливую основу, раз уж говорим о справедливом Казахстане.
Произошёл перекос кредитования, где вместо производства 60% кредитов идут на потребление (7,7 трлн предприятиям и 10,7 трлн физлицам). Пятая часть (18%) доходов населения идет на погашение потребительских кредитов!
Кредитование сельского хозяйства с 2017 г. упало в 3 раза, промышленности – осталось на том же уровне, что и 5 лет назад. Никакого роста!Реальный сектор испытывает серьезные проблемы доступа к оборотным средствам.
— Усилилась импортозависимость внутреннего рынка, Так, экспорт продовольственных товаров в общей структуре экспорта упал до 6,2% (в 2020 г — 7%), тогда как их импорт в общей структуре импорта вырос до 11,8% (в 2020 году – 10,7%).
— Сохранятся высокая нефтезависимость бюджета. Так, не-нефтяной дефицит к ВВП 9,9%. Напомним, что по нормам ЕС, экономика считается неустойчивой при дефиците в 3%.
А Отчёт правительства заверяет, будто «В 2021 г отмечается выход экономики на устойчивую траекторию роста».
Какой-то странный «рост» со знаком минус.
— Госдолг и гарантированный государством долг составил 53,7 млрд долл США и также превысил установленный Концепцией новой бюджетной политики лимит к ВВП. Кто за это ответит?
Расходы Нацфонда превысили поступления, которые и без того сократились на 22%.
Инвестдоход Нацфонда за 2021 год сократился в 2,5 раза, тогда как расходы по управлению фондом увеличились до 19 млрд тг.
В 2021 г. произошли самые большие изъятия из Фонда: гарантированный трансферт 2,7 трлн тг, целевой трансферт – 1,8 трлн, плюс уточнение – ещё 850 млрд тг
В результате за один год активы Фонда снизились на 9,4%, до 55,3 млрд долл США.
При этом целевой трансферт в основном (58%) ушёл на текущие расходы, тогда Концепцией Нац.Фонда предполагается финансирование важных инфраструктурных проектов.
Кроме того, Счетный комитет выявил нарушения в части невозврата сумм в Нац.Фонд, которые с 2015 г. составили более 72 млрд. тенге.
— На сегодня лишь 50% расходов бюджета покрываются без поступлений из Нацфонда и займов, тогда как в 2007 г. бюджет на 90% обеспечивался «чистыми доходами» экономики.
Всё это свидетельствует о «проедании» средств Нацфонда без формирования производств, которые бы развивали экономику и формировали налогооблагаемую базу.
При этом в расходной части бюджета вновь отмечается снижение инвестиций в реальный сектор экономики на 6%. И даже эти средства пошли не на создание технологичных производств, а на автодороги и ЖКХ. Откуда взяться доходам бюджета, если их никто не генерирует?
В плане развития производительной экономики, большие надежды возлагались на создание экономических зон. А что происходит в действительности? Инвестиции в СЭЗы с 2001 по 2021 годы составили 4,2 трлн.тенге, из которых 71% ушло на строительство административных центров столицы и Туркестана (3 трлн. тенге.) и лишь 29% — на промышленность (1,2 трлн. тенге).
Но даже при этом, 2/3 инвестиций (807 млрд тг) вложили квазигоспредприятия. Такие СЭЗ, как «Нефтехимический технопарк НИНТ» и «Химпарк-Тараз» вообще не привлекли частных инвестиций.
Доля продукции СЭЗ в экспорте страны составляет 0,1%, что свидетельствует о провале создания современных производств.
— Роль квазигоссектора. 23 марта 2020 г президент поручил направить в бюджет 100% чистой прибыли всех госкомпаний.
Но правительство истолковало его как «разовое» поручение, и направило в бюджет е 100, и даже не 50%, а лишь 16% прибыли госкомпаний. В апреле т.г. фракция «Ак жол» предложила внести в закон требование о 100% возврате в бюджет прибыли нацкомпаний, но нам отказали. Считаем, что в рамках Нового Казахстана пора пересмотреть право Правительства блокировать такие инициативы Парламента.
При этом, по итогам проверки Счётного комитета, за прошлый год в сфере управления квазигоссектора выявлены нарушения на сумму 2,3 трлн. тенге.
Вопреки мораторию президента на создание новых госпредприятий, появился десяток новых РГП.
Выявлены большие нарушения приватизации квазигоспредприятий. В 2021 году 66 предприятий реализованы ниже рыночной стоимости в 3 раза (7,2 млрд.тенге против 22,2 млрд. тенге), 18 объектов реализованы дешевле рынка в 11 раз (рыночная стоимость 9,4 млрд. тенге, а стоимость продажи 864 млн. тенге).
Всё это говорит о коррупционных рисках и требует внимания правоохранительных органов.
При этом квазигоспредприятия сплошь и рядом дублируют одни и те же функции. Так, жилищными программами занимаются госкомпании «Байтерек девелопмент», «Казахстанская ипотечная компания», «Фонд гарантирования жилищного строительства», «Казахстанская жилищная компания», «Ипотечная организация «Баспана», «Самрук-Казына констракшн», «Казахстанский фонд устойчивости».
Привлечением инвестиций – «Фонд прямых инвестиций», Национальная инвестиционная корпорация Нацбанка», «Самрук-Казына Инвест», «Казына капитал менеджмент», «Каз Тех Венчурз», «Казах Прожект Препарейшн фонд» и т.д.
Сколько они реально привлекают и приносят пользы стране, а сколько тратят на себя любимых, свои офисы, оклады и бонусы – большой вопрос.
Уважаемые коллеги.
После референдума по Конституции, президент К.Токаев в своем обращении подчеркнул, что «На базе обновленной Конституции мы сформируем более эффективную модель функционирования институтов власти, укрепим механизмы сдержек и противовесов».
В развитие начатой реформы, считаем нужным сделать публичным и передать Парламенту утверждение бюджетов национальных компаний и их дивидендной политики, а также Концепции бюджетной политики, включая критерии регулирования внешних заимствований.
Иначе, находясь в руках госорганов, эти нормы подгоняются под пожелания самих чиновников.
Также Демократическая партия «Ак жол» предлагает вернуть норму об утверждении парламентом программы действий вновь назначаемого правительства.
Тогда оценивать работу правительства можно будет не по бюджету и тому, кто больше потратил народных средств, а по качеству жизни людей, как и поручил глава государства.
Кроме того, в развитие конституционной реформы и в соответствии с международным опытом, мы требуем наделить Мажилис правом проведения Парламентских расследований по фактам хищений и коррупции, выявляемых Высшей Аудиторской палатой.
Эти и другие инициативы демпартия «Ак жол» внесёт в ходе приведения законодательства в соответствие новой редакции Конституции.
Благодарю за внимание.
Для информации: фракция Демпартии «Ак жол» при голосовании не поддержала отчёт Правительства об исполнении бюджета
По сообщению сайта Костанайские Новости