— Вы играете в команде Virtus.pro с 2019 года. Она входит в топ-5 клубов мира по выигранным призовым деньгам, — это более $18 млн. После начала спецоперации на Украине против киберспортивных организаций из России начали вводить запреты. Теперь ваша коллектив выступает не как команда Virtus.pro?
— Да, выступаем под нейтральным тегом. Он появился спонтанно, мы придумали его за две минуты и уже после он начал перерастать в нечто большее.
— Как вас ведущий должен представлять на турнире, если вы не от Virtus.pro теперь?
— У нас есть свой тег Outsiders, у него и собственное лого. Придумали тег, чтобы выступить на одном турнире до мейджора [Major, серия киберспортивных турниров по CS:GO от разработчиков, компании Valve. — прим. ред.]. Думали, что потом сможем его поменять, но так получилось, что всем он очень понравился. Мы его оставили, и некоторые другие команды клуба Virtus.pro тоже выступают под этим тегом.
Он переводится как «изгой, посторонний, чужак». В общем занизили ожидания от тега, не легендарный Virtus.pro.
На логотипе изображен медоед, которого предложил наш фанат. Это тоже символично, потому что медоед — это такой изгой среди животных, но сильный.
— На олимпиадах у спортсменов из России нейтральный флаг. Подобный вариант на The International или турнирах Major для российских киберспортсменов — уже реальность?
— Да, это реальность. Мы играли квалификацию на мейджоре под нейтральным флагом, под нейтральным тегом. Мы на время убираем любые упоминания в соцсетях, что связаны с Virtus.pro, таковы условия.
— Огорчает ли, что теперь приходиться играть под новым тегом? Или, наоборот, мотивирует лучше выступать?
— Тут уже стоит судьба команды, организации, а не только твоя судьба. Стараюсь абстрагироваться от всего и просто играть, потому что это твоя работа, твой профессиональный путь.
— А что это за путь? Побеждать и выигрывать?
— Побеждать и выигрывать – это важно. Ты соревнуешься с лучшими организациями, показываешь командную игру и развиваешь клуб, но это лишь часть нашей работы.
Очень важно при этом взаимодействовать с аудиторией — делать интересный контент, развивать собственный имидж. Ведь турниры смотрят не только из-за команд и эмблем, но из-за игроков, которые нравятся болельщикам.
Я, например, в свободное время веду свой YouTube-канал, где выпускаю в том числе обучающие видеоролики для фанатов, которые хотят прокачаться в CS:GO.
— Как теперь летаете на турниры вне России?
— Перелеты стали дольше, а также усложнилась логистика, теперь летаем через Стамбул и Дубай. Также добавились другие ограничения.
Турнирные операторы запрещают не только нам играть под Virtus.pro — наши менеджеры не всегда могут ездить с нами, а взять нейтральный тег они не могут как сотрудники компании. А ведь они тоже важная часть команды: помогают с перелетами, решают проблемы на месте, обеспечиваю логистику во время турниров, общаются с турнирными организаторами.
— В каких турнирах не дают поучаствовать?
— Нас не допускают к BLAST [киберспортивная лига по CS:GO, созданная в 2020 году. — прим. ред.] — сейчас это один из крупнейших турнирных операторов, помимо ESL, PGL и многих других. Там другая экосистема, рассчитанная на партнеров турнира. Иными словами, участие платное, а в открытых квалификациях разыгрывается всего два бесплатных слота.
— На ближайшее время подтверждены какие-то турниры или все в подвешенном состоянии?
— Все в подвешенном состоянии, постоянно проверяем новости и обновления. ESL [международная киберспортивная организация, одна из крупнейших в мире. — прим. ред.] и PGL [румынская киберспортивная организация, основана в 2002 году. — прим. ред.] позволяют играть хоть на каких-то условиях. Однако существуют проблемы с визами.
Например, с турниром IEM Dallas 2022 [проводится в американском городе Даллас. — прим. ред.] от того же ESL. Там неизвестно, что будет по визам, потому что не у всех наших игроков они есть.
Существуют турниры меньшего масштаба, некоторые из них также запрещают российским организаторам или российским игрокам участвовать.
После мейджора у нас должно появиться больше ясности, какие у нас будут турниры, какой рейтинг и будут ли нас приглашать. Многие команды сейчас примерно на том же уровне, что и мы.
— На турнирах чувствуете негативное отношение к себе из-за того, что в Virtus.pro?
— Не чувствую негатива. Нас воспринимают по-другому, отстраненно от того, что происходит вокруг. Мы участвуем на этих турнирах 3-4 года и знакомы как со всеми игроками, так и с администраторами и организаторами.
Большинство ребят из нашего состава знают всех в лицо. На самом деле там очень приятные люди, и они к нам очень доброжелательно относятся. Ничего не поменялось в этом плане.
— Есть риск, что команда перестанет выступать на турнирах?
У нас есть инвайты [приглашения на соревнования. — прим. ред.], потому что мы выходили в плей-офф каждого турнира на протяжении года.
В BLAST мы не участвовали, и за счет этого теряли очки, которые делятся в равной степени. Из-за этого нам приходилось из кожи вон лезть, чтобы получать приглашения на остальные турниры.
Если ты выпадаешь из этого цикла, то пробиваться через открытые квалификации в каждом турнире становится сложнее. Не выступать в нынешнем мире киберспорта — значит, что ты теряешь рейтинг и форму.
— Из чего строится доход киберспортсмена?
Основной источник дохода у киберспортсмена, если он подписан клубом — это зарплата. Потом идут призовые, но ты никогда не сможешь предугадать, сколько ты выиграешь денег на турнирах в этом году.
Размер дохода зависит не только от твоего рейтинга, уровня и опыта, но и от того, насколько у тебя прокачанные соцсети.
В начале своей карьеры я получал $300 [именно в долларах, не в рублевом эквиваленте. — прим. ред.], поэтому уровни зарплаты я бы распределил следующим образом: начинающие киберспортсмены получают $300-1500 (18,5-92,4 тыс. руб. по текущему курсу), у опытных игроков зарплата в районе $1500-3000 (92,4-184,8 тыс. руб.).
Топовые игроки в Tier-1 клубах зарабатывают $3000-8000 (184,8-492,7 тыс. руб.) в месяц, ну и мировые суперзвёзды больше $8000. Слышал, что у некоторых зарплаты достигают десятков тысяч долларов в месяц.
Tier — это условный список команд, который строится на основе их рейтинга и выступлений на крупных турнирах. Чем больше побед на значимых турнирах, тем выше рейтинг. В Tier-1 входят топ-команды с лучшими показателями.
— Запреты мешают рейтингу команды и твоему личному рейтингу расти, чтобы пробиваться на турниры с большими призовыми?
— Да. Звучит слишком меркантильно, но в целом да, все в это упирается.
— У твоих коллег по команде были какие-то сложности помимо перелетов и игр под нейтральным тегом?
— Думаю, что все это больше связано с личным восприятием. У всех нас разные взгляды, и это естественно. На кого-то больше влияет текущая ситуация, на некоторых меньше. Но в целом, все мы столкнулись с одними и теми же проблемами.
— У вас только игроки из России?
— Нет, у нас многонациональный состав: два игрока из России, два из Казахстана и один из Латвии. Все мы прекрасно общаемся, мы на одной волне и нас объединяет одна страсть и работа — киберспорт.
— Они тоже все равно играют под нейтральным тегом?
— Да, ограничения распространяются на всю нашу команду, потому что мы играем не индивидуально, а единым составом. Но эти санкции коснулись не только нашего клуба. Команды некоторых российских клубов также придумывают себе нейтральные теги, чтобы во время турнира не ассоциировать себя со своей организацией.
— Поможет как-то текущему положению дел проведение крупных турниров внутри страны?
— Развитие турнирной системы внутри России должно просто быть само собой разумеющимся для большой киберспортивной аудитории стран СНГ. Турниров, на которых могут участвовать люди с Дальнего Востока и других регионов, достаточно мало.
Есть турниры, где ты собираешься с местными командами, на которых я участвовал, и играешь со всей Россией. Таких соревнований побольше бы, ведь у нас очень много талантливых ребят.
— Если крупные турниры в России появятся, то это поможет международному рейтингу команд вроде вашей?
— На меня и мою команду это не повлияет, потому что российские турниры не связаны с международным рейтингом. Важная задача внутренних турниров — выявлять локальные таланты и давать им возможность проявлять себя на профессиональной сцене.
— А в странах СНГ проходят подобные турниры?
— В Белоруссии, Украине и России всегда проходили крупные турниры с Tier-1 командами. В Белоруссии еще много вариантов для Tier-2 и Tier-3 команд. У каждой из стран есть огромная киберспортивная аудитория, которая следит за своими командами и игроками.
В целом СНГ — это большая часть киберспорта, регион с очень сильными игроками, особенно после удачного 2021 года, где все команды из СНГ забрали все лучшие призовые места. Выиграли все, что могли выиграть — Dota 2, CS:GO, даже Valorant.
— Где был ваш первый турнир по CS:GO?
— Все началось с местных LAN-турниров [оффлайн-турниров в компьютерных клубах. — прим. ред.] в Новороссийские. Это не лучшая точка для соревновательного Counter-Strike.
Если мы сравниваем его с другими городами, то он очень сильно проседает по пингу [показатель, по которому оценивают качество интернет-соединений. — прим. ред.], а это один из важных аспектов.
Простыми словами — там хуже интернет, а игра может немного подвисать. На соревновательном уровне даже минимальная задержка способна серьезно повлиять на исход матча.
Мы начали играть на локальных турнирах, потом выиграли уже региональный и заняли второе место на Чемпионате России от Федерации компьютерного спорта. Потом нас позвали на HLTV-турнир [поддерживаемый международным киберспортивным ресурсом HLTV. — прим. ред.]. Там меня заметила организация из Казахстана и пригласила к себе.
С того момента мы с одноклубниками начали получать первые приглашения на турниры для Tier-2 и Tier-3 команд. Мы были все из одного города, и вот так вместе постепенно и развивались до уровня, когда ты можешь играть в профессиональном клубе. В 2019 году Virtus.pro выкупили состав нашего клуба, и мы начали выступать под новым тегом.
— Сколько лет прошло с тех первых новороссийских LAN-турниров?
— Это был достаточно долгий путь — примерно 6–7 лет.
— Уехали из Новороссийска?
— Да, сейчас живу в Санкт-Петербурге.
— Как эти города отличаются для вас личному восприятию?
Джами «Jame» Али
— Солнце. Я с юга и привык к солнцу, а тут зима, некоторые месяцы просто отвратительные. Но в целом-то я не особо и выхожу из дома. А вот летом здесь достаточно хорошая погода, тепло и ветер.
— В каком возрасте собираетесь перестать быть киберспортсменом?
— Общепринятый — 30 лет. Ты пересматриваешь свой карьерный путь, у тебя меняются ценности. Ты становишься тренером команды.
Пока у меня нет выгорания, потому что киберспортивная дисциплина не так проста в понимании, как классические виды спорта. Компьютерные игры постоянно обновляются, чтобы подогревать интерес и не надоедать. Есть игроки, которым по 33 года, они все что можно выиграли и до сих пор играют.
Лично я понимаю, что, наверное, на высоком уровне и с полной отдачей не смогу доиграть даже до 30 лет. Потому что это колоссальные усилия, нервы. И хочется как-то плавно уйти.
Если будут положительные результаты, то они тебя мотивируют и подпитывают тренироваться дальше. А если будешь годами тренироваться в поту, но ничего не будет даваться, то в итоге будешь прикладывать все меньше и меньше усилий.
— Что будет худшей ситуацией в киберспорте лично для вас?
— Что российских игроков лишат возможности выступать, что никак не смогу продолжать свою профессиональную карьеру. Только это может как-то пугать и вызывать какой-то негатив. Все остальное — это уже компромиссы с переездами и так далее.
— А лучшая ситуация, учитывая текущие сложности?
— Как минимум, чтобы все вернулось, так как было. Но уже никогда не вернется, точно не в ближайшее время.
— За столько лет не надоел CS:GO?
— С каждым годом я узнаю все больше деталей, мелочей о самой игре, и понимаю, насколько много я знаю в отличие от людей, которые 3–4 года в игре.
Например, у меня 20 тыс. часов, а у других игроков 10 тыс. часов, при этом я знаю в разы больше о том, как карты устроены, где какое преимущество и так далее.
С этой точки зрения не надоедает. Но уже играешь не просто, чтобы играть, тебе нравится находиться в игре. Это, наверное, и есть отличие лучших игроков от обычных профессионалов.
По сообщению сайта Газета.ru