Tazabek — 26 мая стало известно о том, что на месторождении Кумтор произошло ускорение движения Восточного и Северо-Восточного бортов участка «Центральный». По этому поводу Кабинет министров создал межведомственную комиссию, глава кабмина Акылбек Жапаров 18 мая дал поручение в недельный срок должна установить причины ускорения.
Позже работники Кумтора показали, где образовалась трещина и рассказали, что с места вывезены люди и техника.
Tazabek взял комментарии у специалистов по горной добыче и узнал, насколько эта ситуация опасна как в технологическом, так и в экономическом плане.
Заместитель председателя Ассоциации горнопромышленников и геологов Кыргызстана Дуйшенбек Камчыбеков
Найти устойчивую зону выше рабочей площадки №20 на Кумторе и осуществить принудительный спуск рудной массы. Такое предложение по решению ситуации, возникшей на руднике Кумтор, озвучил Tazabek заместитель председателя Ассоциации горнопромышленников и геологов Кыргызстана Дуйшенбек Камчыбеков.
«Произошедшее на Кумторе — это природное явление. На этом участке находился разлом, и проведение горных и взрывных работ стимулировало бы движение рудной массы. Руководство приняло правильное решение — эвакуировали людей и убрали технику, чтобы не было серьезных последствий, и никто не пострадал в случае массового движения», — сказал он.
Специалисты и работники Кумтора, по словам Д.Камчыбекова, уверены, что рано или поздно массовое движение пород на рабочей площадке №20 произойдет. Однако однозначно сказать, когда именно это произойдет, сложно.
«Это может произойти через месяц, а может полгода будет стоять. Определить очень сложно. Насколько мне известно, «Кумтор» привлек и другие научно-исследовательские организации и зарубежных экспертов, но пока серьезных рекомендаций мы не получили», — пояснил Д.Камчыбеков.
По мнению специалиста, серьезные меры принять нужно самостоятельно. На сегодняшний день уже есть контуры зоны, где идет интенсивное движение рудной массы. Поэтому для начала нужно определить устойчивую зону выше этого контура.
«Если мы ее найдем свыше площадки №20, то оттуда можно было бы пробурить вниз наклонные скважины в сторону рудной массы рабочей площадки №20, и осуществить принудительный спуск. Может быть, путем взрыва. Если мы сейчас проделаем такую работу, то эта рудная масса будет готова для дальнейшей транспортировки и переработки на золотоизвлекательной фабрике», — объяснил Д.Камчыбеков, добавив, что Ассоциация горнопромышленников помогает со своей стороны и встречается со специалистами для обсуждения.
Если не принять такие шаги, то, по мнению Д.Камчыбекова, то последствия могут быть чреваты, так как за время ожидания массового спуска [по природным причинам] в опасной зоне могут оказаться люди и техника.
«На массовый сдвиг могут повлиять погодные условия — если будут интенсивные дожди, то осадки будут попадать в трещину и будет образовываться жидкая масса. Может случиться оползень. Или же массовому движению может способствовать землетрясение. Чтобы не сидеть и не гадать, когда это произойдет, нужно путем науки решить этот вопрос и произвести спуск под собственным контролем», — пояснил он.
Отвечая на вопрос о том, какие объемы золота теряет Кыргызстан из-за приостановки добычи руды на Кумторе, Д.Камчыбеков рассказал, что «Кумтор Голд Компани» ставил план на 2022 год в 17,5 тонны золота, однако каково будет отклонение — покажут принимаемые меры.
«На сегодня на Кумторе в рабочем состоянии, с учетом 20-й рабочей зоны, находятся 4 очистных блока: зона №20, зона №21, Юго-западный участок и Сары-Тор. Если мы быстрее решим проблему с 20-й зоной, то эту массу можно будет переработать на фабрике. Конечно, мы немного потеряем во времени, но наверстать есть возможность. Скорее всего, нам удастся выйти на объем в 14-15 тонн. Если мы будем ждать, то у нас получится добыть золото только на трех участках. Тогда запланированных 17,5 тонн мы не получим, объем добычи составит около 10 тонн», — добавил он.
Доктор геолого-минералогических наук, академик Розалия Дженчуравева
Р.Дженчуравева сказала, что проблема в том, что само месторождение Кумтор расположено в зоне дробления —когда одна плита надвигалась на другую, и такая большая мощность пород была раздроблена.
«В этом все проблемы. Поскольку там золото добывается карьерным способом, глубина большая. Подвижки проходят как-раз в Северном и в Северо-Восточном крыле Центрального участка. Уже были там такие трагедии, когда произошел, на мой взгляд, горный удар — погибли 2 человека [Прочитать об этом можно ссылке].
Вполне возможно, что это оползень, может быть и обрушение. Я считаю, что правильно, что выводят людей на безопасное расстояние», — прокомментировала она ситуацию на Кумторе.
Декан Горного факультета Кыргызского государственного университета геологии, горного дела и освоения природных ресурсов имени академика У.Асаналиева и член межведомственной комиссии Шарабидин Абдыбаитов
Ш.Абдыбаитов сказал, что по ситуации с подвижкой на руднике члены комиссии готовят справку с предложениями по решению проблемы.
«То, что произошло, — это обычное явление при разработке открытым способом. Это штатная ситуация», — добавил Ш.Абдыбаитов.
По его словам, движение бортов совершенно на экологию и безопасность не влияет. «Ничего страшного, что склон сполз. Это как в горах, ничего живого там нет, кому может быть причинен ущерб? диких животных нет», — пояснил Ш.Абдыбаитов.
Что касается добычи золота, то рабочая зона №20 задевает небольшую часть, где добывается золото -9-10%. «Поэтому они насторожились чуть-чуть», — добавил он.
За последними событиями следите через наш Твиттер @tazabek
По сообщению сайта Tazabek