Всесоюзная фирма грампластинок «Мелодия», основанная в апреле 1964 года, была монополистом в сфере записи, производстве, хранении и распространении грампластинок. В 1980-е годы она была одной из 6 крупнейших звукозаписывающих компаний мира. Вместе с ней в «Большую шестерку музыкальный лейблов» входили EMI, CBS, BMG, PolyGram, WEA. «Мелодия» объединяла в себе 8 заводов по производству граммофонных пластинок по всему СССР, оптовые торговые базы, 18 магазинов «Дом грампластинок» и студии звукозаписи в Киеве, Ереване, Алма-Ате, Вильнюсе, Ленинграде, Москве, Риге, Таллине, Ташкенте и Тбилиси. Тираж пластинок устанавливала специальная комиссия, но часто в итоге он превышал первоначальные значения. Например, первый тираж пластинки Аллы Пугачевой «То ли еще будет» по плану составлял 12 тыс. экземпляров, а в итоге вышло 2,2 млн. Бренд удовлетворял самые разнообразные вкусы. Судите сами. На обратной стороне обложек пластинок можно было найти специальную шкалу, в которой цифрой 1 обозначалась симфоническая, оперная и хоровая музыка, 2 – русская народная, 3 – творчество народов СССР, 4 – поэзия, проза, драматургия, 5 – записи для детей, 6 – эстрада, песни советских композиторов, джаз, оперетта, 7 – учебные записи, 8 – музыка народов зарубежных стран, 9 – аудио-журналы «Кругозор» и «Колобок». Главное управление располагалось в Москве на Тверском бульваре, дом 24.
Руководство «Мелодии» с помощью пластинок в первую очередь вело просветительскую работу, поэтому-то новая музыка составляла лишь 5% от общего тиража, а вот 95% репертуара бренда приходилось на концерты симфонической музыки, радиоспектакли, детские и учебные программы.
Главной студией «Мелодии» была Всесоюзная студия грамзаписи. В ее распоряжение отдали здание бывшей англиканской церкви, где на первом этаже находился большой, зал для звукозаписи, а на втором – малый. Обустроили и аппаратные студии для записи из Большого зала Московской консерватории и из Большого театра, монтажа и реставрации старых архивных записей. Это было огромное предприятие, которое имело самое лучшее в СССР звукозаписывающее оборудование и, конечно, там работали лучше специалисты в сфере звукозаписи. Сюда съезжались музыкальные коллективы со всей страны.
Студия звукозаписи «Мелодия»
«Мелодия» выпускала грампластинки 3 форматов: миньон, гранд и гигант. Некоторые из них были цветными, грампластинки для экспорта за границу имели надписи на латинице. Представительство «Мелодии» за рубежом называлось «Международная книга» и заключало контракты на поставку, а так же курировало поставки пластинок. В 1965 году «Международная книга» подписала договор с немецкой компанией Ariola –Eurodisc, которая согласно документу, получила эксклюзивные права на распространение классической музыки из фонотеки «Мелодии».
Продажи советских аудиозаписей в ФРГ стали настолько успешными, что следующим зарубежным партнером фирмы стала американская Capitol — стороны связали себя отношениями в августе 1966 года. Большую часть материала записали в России, руководство компании оказалось очень довольно качеством звукозаписи и считало, что оно не уступает американскому. В 1967 году «Мелодия» и Сapitol создали совместное предприятие Melodiya-Angel, чтобы к 1970 году выпустить и продать 300 млн грампластинок с записями классической музыки из фонотеки «Мелодии». Эти планы реализовались, а когда была продана 250-тысячная пластинка Capitol наградила «Мелодию» «золотым диском». Еще одной иностранной компанией, с которой сотрудничала фирма, в 1968 году стала британская HMV. В общей сложности «Мелодия» экспортировала свои пластинки в 60 стран мира, в числе которых были Франция, Нидерланды, Япония, страны Восточной Европы.
Покупатели в магазине «Мелодия»
В начале 1970-х годов фирма освоила выпуск магнитофонных кассет, из входивших в состав ВГФ «Мелодия» производств первым их стал впускать Таллинский завод, затем завод в Баку и в Тбилиси. В 1972 году общий тираж кассет составил 500 тыс. экземпляров и руководство фирмы планировало, что увеличит этот показатель в течение года до 3 млн штук. На деле же оказалось, что в первой половине 1970-х тираж вырос до 200 млн кассет, экспорт осуществлялся в более чем 70 стран мира.
К 1978 году советская звукозаписывающая отрасль начала отставать от западных стандартов. Завод в Апрелевке использовал устаревшее оборудование, установленное еще в 1960-е годы и применял технологию грамзаписи оригиналов на лаковых дисках. Поэтому руководство «Мелодии» запустило новый Московский опытный завод грамзаписи (МОЗГ), для которого закупили инновационные шведские пресс-автоматы Toolex, внедрили новые технологии печати оригиналов, с лаковых дисков завод перешел на медные. В то время экспорт кассет и пластинок осуществлялся в 92 страны мира.
Чтобы держать аудиторию в курсе всех новинок, с октября 1979 года фирма стала издавать ежеквартальный каталог-бюллетень «Мелодия», в которых перечисляла все новые грампластинки, там же рассказывали об исполнителях, публиковали интервью с некоторыми из них, научно-популярные статьи, письма слушателей.
К самостоятельной экспортной политике «Мелодия» перешла в 1989 году. Стоит отметить, что фирма не соблюдала авторские права при использовании зарубежной музыки в своей фонотеке, которую она стремилась расширять семимильными шагами. Поэтому у бренда начались проблемы с европейскими и западными партнерами. В результате, чтобы не потерять эти рынки, в 1973 году «Мелодия» присоединилась к Женевской конвенции по авторскому праву. С этого времени компания начала выпускать лицензионные пластинки.
Очередь в «Мелодию»
Лицензионный репертуар в СССР отбирала специальная структура — Совет по лицензиям, в который входили чиновники, композиторы, авторитетные филофонисты, переводчики с иностранных языков. Контент проходил анализ на лояльность к коммунистической системе и советскому строю, моральную чистоту и благопристойное поведение артистов. Совет по лицензиям исключал из рассмотрения целые жанры, например, альтернативную и экспериментальную музыку. В конечном итоге такая система «чистки» приводила к тому, что поступление лицензионных пластинок в продажу откладывалось на 2-3 года.
Серию пластинок «Архив популярной музыки» «Мелодия» начала выпускать в 1988 году. Это были сборники песен популярных англо-американских поп — и рок-исполнителей: The Doors, Rolling Stones, Led Zeppelin, Deep Purple, David Bowie, Elvis Presley.
К 1990-м годам тиражи бренда стали постепенно снижаться из-за экономической ситуации в России и сокращения зарубежных заказов. Руководство «Мелодии» подписало договор со звукозаписывающим концерном BMG, который был заинтересован в ее фонотеке, и получил лицензии на фонограммы и права на дистрибуцию. По распространенной версии, в результате это привело к разрушению всей структуры фирмы «Мелодии». В 2003 году срок действия договора с BMG закончился.
Официальный сайт появился у бренда в январе 2004 года, а сам он сосредоточился на качественной реставрации и выпуске архивных записей на компакт-дисках. В каталогах бренда была указана популярная эстрадная музыка, классическая музыка, детские песни и сказки, рок, аудиокниги. В апреле 2012 года бренд в честь 50-летнего юбилея выпустил архивные записи советского периода на виниловых пластинках ограниченным тиражом.
С 2007 года «Мелодию» регулярно включали в перечень объектов приватизации, но одним из условий того, чтобы это произошло была оцифровка фонотеки. Главный интерес представляли архив и авторские права бренда на более чем 240 тыс. аудиозаписей, за использование которых поступают регулярные отчисления. В феврале 2020 года состоялся аукцион, на который допустили только двух участников, один из них — ООО «Формакс» и купил «Мелодию» за 329,6 млн рублей. Так бренд перешел во владение частной компании.
Подпишитесь на недельный обзор главных казахстанских и мировых событий
По сообщению сайта kapital.kz