Крушение состава груженого шлаком и рудой: не опасна ли вода из Иртыша?

Дата: 05 апреля 2022 в 10:25


В редакцию ekaraganda.kz обращаются жители Караганды, обеспокоенные аварией, случившейся в Восточно-Казахстанской области. В одном из упавших в реку Иртыш вагоне находилась руда, в оставшихся пяти обедненный шлак. Река Иртыш полноводная и бурная и неизвестно, когда оказавшиеся в воде отходы дойдут до нашего канала, из которого водой питается город. Насколько это может быть опасно? 

Департамент экологии по Карагандинской области пока не беспокоится, а вот экологи Восточно-Казахстанской области уже работают над тем, чтобы минимизировать возможный ущерб окружающей среде.

Руководитель департамента экологии Восточно-Казахстанской области провел брифинг, на котором рассказал, как устраняют последствия аварии.

— Вчера опрокинулись вагоны на железнодорожном мосту. Эшелон из 18 вагонов шел со станции Усть-Каменогорск -1 на стацию Алтай. В ходе произошедшей аварии через мост в рука Иртыш опрокинулись 6 вагонов, из них 1 с рудой и пять с обедненным шлаком. Шлак, который прошел металлургическую обработку, из него были извлечены полезные ископаемые (цинк, медь и другие). Шлак обычно используется для заполнения отработанных пустот в шахтах, в качестве инертного материала. Также может быть использован в производстве цемента и как инертный материал для строительных нужд. Опасные свойства шлака давно исследованы и известны. Он потенциальной угрозы не представляет. Но при этом, наши сотрудники департамента экологи вчера оперативно после обеда выехали, отобрали пробы воды. Мы сейчас проводим химический анализ на содержание в воде тяжелых металлов. Ищем соединения свинца, цинка и меди. И завтра ожидаем предварительные результаты. Помимо нас также «Казгидромет» выехал и отобрал пробы. Также будет проводить исследование. Понятное дело, что сразу же шлак в воде не растворится. Все его вредные свойства в кратковременный период не окажутся в поверхностной воде. Поэтому мы сейчас планируем совместно с «Казгидрометом» мониторинговые исследования. Составим график и по графику будет следить за возможным влиянием шлака на состояние поверхностной воды. Будем работать в течение месяца, — сказал руководитель департамента экологии Восточно — Казахстанской области Данияр Алиев.

Также департамент экологии совместно с транспортной прокуратурой инициирует проверку перевозчика. Транспортировкой руды и шлака занимался филиал грузовых перевозок АО «КТЖ». По результатам проверки, будут выработаны меры по локализации распространения вредных веществ в воде. Кроме того, экологи рассматривают возможность подъема затонувших вагонов со дна реки. Сначала экологи выяснят токсичность шлака, а потом примут решение. Дело в том, что глубина залегания вагонов может доходить до 30 метров. Поднять вагоны с такой глубины очень непростая задача. Тот участок реки труднопроходимый. И подъехать к месту аварии на обычном транспорте очень сложно. Так что, если выяснится, что токсичность затонувших веществ минимальная, скорее всего вагоны так и останутся дне реки.

Известный карагандинский эколог и директор «ЭкоМузея» Дмитрий Калмыков считает, что выяснить точно есть ли опасность для людей и экологии не представляется возможным.

— Невозможно ответить на основании этих данных есть ли опасность. В Казахстане нет системы оценки возможной опасности. Никто точного ответа не даст. Точно ведь неизвестно, какие вещества были в составе шлака и в какой концентрации. Нет у государства готовых расчетов: на таком-то участке Иртыша упало столько-то токсичных веществ, до Караганды не дойдет. Или же наоборот, дойдет. Объективно оценить опасность сейчас, к сожалению, нельзя. Наше государство и общество не готово к таким авариям. Но они неизбежно будут. Объективно взять замеры на реке невозможно. Иртыш – большая река. Расход чудовищный, миллионы кубометров в секунду. В каком месте брать пробы: непосредственно возле вагона или дальше по течению? Неизвестно же как руда будет перемываться, непонятно, где осядет. Насколько эти вещества растворимые. Были бы четкие данные: что упало, какой химический состав и до какого километра дойдет загрязнение, тогда другое дело. Но таких данных нет, — объясняет Дмитрий Калмыков.

Карагандинцам, да и жителям других городов, которые, по сути, пьют воду из Иртыша, остается надеяться на то, что токсичность попавших в воду веществ минимальная.

По сообщению сайта EKaraganda.kz