Министерство цифрового развития предлагает не изменять присвоенного при рождении ребенка отчества, пока тот не достигнет до 16 лет.
Действующим законом предусмотрена норма, согласно которой фамилию, имя и отчество ребенка можно сменить до достижения им 16 лет без учета мнения второго родителя.
Это можно сделать только при предоставлении решения суда о признании второго родителя безвестно отсутствующим, лишении его родительских прав или признании его недееспособным.
Минцифры утверждает, что в части изменения отчества закон истолковывают неверно. Министерство настаивает, что на самом деле отчество может быть изменено только в случаях перемены усыновления и удочерения, установления отцовства, смены имени отца или по решению суда.
В Кыргызстане дети зачастую получают фамилии по имени отца — Шайлообек кызы, Орозбек уулу, Нариман тегин и так далее — а после могут сменить на стандартно сформированное Ф.И.О. Пока непонятно, как будет работать предложенный законопроект в таких случаях.
Министерство предложило законопроект во избежание разночтений. В качестве примера они привели борьбу с писательницей Алтын Капаловой, которая сменила отчество детей на матчество.
Не то, чтобы матчество бросалось в глаза — дети писательницы носили бы матчество Алтыновичи, что написанием никак не отличалось бы от отчества.
За то, что Алтын Капалова оформила трех своих детей на свои имя и фамилию, и дала им вместо отчества матчество, 28 января 2021 года Департамент регистрации населения и актов гражданского состояния при ГРС подал на неё иск в суд.
Кроме аннулирования смены фамилии и отчества, ГРС просила взыскать с нее госпошлину за иск в суд.
В Департаменте ГРС заявили, что дав детям матчество, Капалова нарушила закон «Об актах гражданского состояния». Где указано, что перемена отчества осуществляется по именам отца, усыновителя, отчима, дедушки по линии отца и матери.
Замдиректора Департамента регистрации населения и актов гражданского состояния Галлия Аманова заявила, что сотрудники ГРС «допустили ошибку», когда выдали новые документы детям Капаловой. А сотруднице, которая занималась переоформлением, грозит дисциплинарное взыскание.
Сама Капалова заявила, что решила дать своим детям матчество, потому что их биологические отцы не давали документы и «всячески пытались удержать контроль», при этом не выплачивая алименты.
«Я не нарушила закон, я нарушила патриархальные устои. И ты не можешь отбирать у меня и у моих детей базовое право на имя и фамилию. Я понимаю, что у патриархата горит жопа. Но, может, мы уже начнем делать шаги в сторону гендерного равенства?» — предложила Капалова.
Однако Октябрьский суд все же аннулировал решение о смене отчества на матчество.
По сообщению сайта Новости Кыргызстана