В Казахстане растет нагрузка на судебных исполнителей — число исполнительных производств увеличивается на более чем 1 млн документов ежегодно. Растет и число жалоб на действия судоисполнителей. Об этом в ходе правительственного часа сообщил министр юстиции Канат Мусин, передает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.
По его словам, процесс принудительного исполнения, как завершающий этап отправления правосудия, должен быть эффективным, скорым и справедливым. Но не всегда взыскатели могут добиться своевременного и полного взыскания присужденных им сумм.
«В 2021 году в производстве судебных исполнителей находилось почти 7 млн исполнительных листов и других документов на сумму 9,3 трлн тенге. Взыскание в полном объеме осуществлено лишь по 2,3 млн исполнительных документов на сумму 300 млрд тенге. Основные причины — это несовершенство законодательства, а также неплатежеспособность должников. Только в прошлом году по причине невозможности взыскания ввиду отсутствия у должника доходов или имущества взыскателям было возвращено 608 тыс. исполнительных документов на сумму 2,4 трлн тенге», — сказал Канат Мусин.
Как подчеркнул министр, исполнение судебных актов — самый проблемный участок работы:
«Количество жалоб на действия судебных исполнителей не снижается, а растет, как и количество допускаемых ими нарушений. Это ярко показало введение административной юстиции. Половина исков – об оспаривании действий судебных исполнителей. В большинстве случаев суды признают их обоснованными».
На это есть как субъективные, так и объективные причины, продолжил глава Минюста.
«Абсолютное большинство судебных исполнителей — честные и добросовестные сотрудники, исполняющие свой долг, не жалея здоровья, а иногда, к сожалению, и самой жизни. Их мы поддерживали и будем поддерживать. Вместе с тем министерством проводится системная работа по обеспечению прав как должников, так и взыскателей. Значительные изменения в закон об исполнительном производстве внесены в 2020 году. Они направлены на защиту прав должников и взыскателей, усиление ответственности частных судебных исполнителей. Теперь отсутствие активной работы по взысканию алиментов и другим социальным делам в течение месяца является основанием для лишения судоисполнителя лицензии», — отметил он.
Так, в 2021 году 19 частных судебных исполнителей были лишены лицензии по таким основаниям.
«Частный судебный исполнитель после реализации имущества обязан отменить аресты других судоисполнителей. Судоисполнитель теперь обязан ограничить должнику временный выезд из страны. Раньше он мог делать это по собственному усмотрению. Взыскание алиментов с работающего должника с инвалидностью осуществляется только с его заработной платы», — пояснил Канат Мусин.
Он также напомнил, что в декабре 2020 года были внесены поправки в нормативное постановление Верховного суда «Об ответственности за неисполнение судебных актов», что облегчило привлечение злостных неплательщиков к уголовной ответственности. Так, в прошлом году к уголовной ответственности за неуплату алиментов привлечены 316 должников, тогда как в 2019-ом — всего 62. К административной ответственности в 2021 году привлечены более 6 тыс. должников.
«Кроме того, важные законодательные изменения, разработанные во исполнение поручения главы государства, приняты вами (депутатами — Ред.) 31 декабря 2021 года. Законом залогодержателям и аффилированным с ними лицам запрещено участвовать в торгах. Недвижимое имущество не может быть продано с аукциона ниже 75% от первоначальной оценочной стоимости. Ранее минимальный порог реализации был 50%. И так далее. В целом значительный блок вопросов нашел свое разрешение через автоматизацию исполнительного производства», — сказал Канат Мусин.
Big Sky Energy Corporation подавала иск против РК на 460,1 млн долларов
Подпишитесь на недельный обзор главных казахстанских и мировых событий
По сообщению сайта kapital.kz