Tazabek — «Как вы контролируете вот эти все обменные бюро?» — спросил 18 марта депутат Аманкан Кенжебаев на заседании депутатской группы «Элдик».
Он обратился к заместителю председателя НБКР Манасу Жакыпову.
«Вот сейчас курсовую разницу как вы контролируете? Я вот утром еду, покупка доллара — 95 сомов, продажа — 98, 3 сома разница. Как вы их контролируете вот эти все обменные бюро? Вы же лицензии даете. Раз вы лицензию даете, вы должны контролировать, правильно?» — спросил депутат
«Да», — ответил М.Жакыпов.
«А как вы контролируете?» — повторил депутат.
«Там есть маржа, которая у коммерческих банков. Они (устанавливают курс), в пределах той установленной покупки/продажи, которую Национальный банк осуществляет. А обменные бюро, они покупают (валюту) у коммерческих банков, поэтому у них маржа чуть больше получается», — ответил М.Жакыпов.
«Когда вы лицензию даете или разрешение этим банкам, обменным бюро, вы же Положение пишите правильно?», — спросил депутат.
«Да, обязательство», — подтвердил М.Жакыпов.
«Что это за Положение? Почему вы не контролируете? Давайте вам скажу так. Я лет 10 назад ездил в Китай, там курс доллара — 7 юаней. По всем Китаю едешь, везде 7 юаней, разницы нет, хоть где бы ни был в Китае. А почему у нас такая большая разница?» — спросил он.
Депутат добавил, что ранее курсовая разница между продажей и покупкой доллара была 10-20 тыйынов, сейчас 3-3,5 сома.
«Куда Нацбанк смотрит? Почему соответствующим органам не даете указания, чтобы их контролировали? Почему не закрываете?», — спросил депутат.
Зампред НБКР ответил, что проверки обменных бюро проводит Налоговая служба. Ранее обменные бюро на безлицензионную деятельность также проверял Финпол.
«Сегодня за 2 недели мы приостановили 17 лицензий, тех у которых были кассовые нарушения. Приостановление лицензий очень сильно бьет по их карману. И в настоящее время, мы в части маржи также проверяем все коммерческие банки. По коммерческим банкам она очень легко контролируется, потому что видно, сколько официально выставляется (курс), а обменных бюро в системе не видно, их количественно очень много, поэтому мы проводим рейды», — сказал М.Жакыпов.
Депутат выразил мнение, что НБКР выпустил ситуацию с обменным курсом доллара из-под контроля.
«Сейчас вам говоришь, вы отвечаете, что Налоговая должна смотреть, Финполиция, ГКНБ. Надзор же у вас? Лицензии вы выдаете? 3 сома, кто ответит за эту разницу? Кто? Вы ответите, Нацбанк?», — спросил депутат.
М.Жакыпов ответил, что информация по обменным бюро, которые работают без лицензии, передается в правоохранительные органы.
«К тем обменным бюро которые работают согласно лицензии, у нас есть требования на соответствие работе: кассовая дисциплина, чтобы они налоги платили, был ККМ и техническое обеспечение. В части курсообразования жесткого запрета нет. У нас нет такого рычага, регулировать именно курс», — сказал он.
По сообщению сайта Tazabek