ГЛАВНОЕ НА СЕГОДНЯ

Дата: 17 марта 2022 в 10:11


Ситуация в России, связанная с усилением санкций со стороны Запада, не может не волновать наших бизнесменов. Говорим об этом с директором ОЮЛ «АСПреДКО» («Ассоциация содействия предпринимательской деятельности в Костанайской области») Валентиной ШМОНИНОЙ.
Всем сложно – Валентина Владимиров­на, наш регион наиболее гео­графически близок к России, и здесь, наверное, очень чув­ствительно состояние россий­ской экономики...

– Я не стала бы выделять только наш регион. Влияние российской экономики распро­страняется в одинаковой мере на весь Казахстан. Да, сегодня изменение курса рубля влияет и на тенге, но при этом волатиль­ность (изменчивость. – Прим. ред.) разная, падение рубля происходит более интенсивно. Думаю, равновесное значение курса наших двух валют в ито­ге станет другим. В связи с этим есть перемены и в партнерских отношениях. Если прежде была возможность в долгосрочной перспективе приобрести товар в России с отсрочкой платежа, то сегодня российские поставщи­ки не соглашаются на это. Схе­ма «сначала товар, потом день­ги» не работает. Но если завтра ситуация изменится в лучшую сторону, возможно, будет воз­вращение к прежним отноше­ниям.

– Какие направления биз­неса претерпевают наиболее сильные изменения?

– Всем сейчас сложно. У нас меняются логистические це­почки в связи с тем, что кое — где не стало прямой поставки товаров, сырья. Это в том слу­чае, когда материалы шли с За­пада через российских диле­ров. Приходится искать выход непосредственного на произво­дителя, либо других посредни­ков. Растут затраты на достав­ку, а в итоге растет цена това­ра. При этом на казахстанском рынке потребительские воз­можности не выросли, а, ско­рее, снизились. Понимая это, предприниматели зачастую от­казываются от тех товаров, что поставляли прежде. Есть опа­сения, что из-за более высокой цены они останутся невостре­бованными. Приспособиться к рынку
Крупнейшие перевозчики мира уходят с дорог и портов СНГ. / s3.amazonaws.com

– При всех сложностях, с ко­торыми столкнулся бизнес, в конечном итоге не пострада­ет ли больше всего потреби­тель? В российских городах люди сметают товары с мага­зинных полок... Нам не стоит паниковать?

– Здесь нужно понимать, что у бизнеса нет цели продавать дороже. Предприниматели при­спосабливаются к рынку, ищут возможности заменить дорогие товары на более доступные ана­логи. Сейчас главное – норма­лизация валютного рынка. Есть надежда, что, если в ближайшее время курс тенге стабилизиру­ется, мы обойдемся малыми по­терями в экономике.

Сейчас нет, как раньше, стра­тегического планирования на пять лет вперед. Максимум – на два года. Бизнесу приходит­ся быть более гибким, подстра­иваясь под спрос, подбирая оп­тимальные варианты. Во вре­мя пандемии тоже было много сложностей, но предпринима­тели вынесли урок: главное – возможность работать. Сейчас правительство предпринимает ряд антикризисных мер. Воз­можно, чувствительные секто­ры экономики получат сниже­ние или обнуление таможен­ных пошлин. Все это делается для недопущения роста цен.

– Звучат и оптимистические настроения: санкции санкци­ями, значит, будем развивать собственное производство. Реально ли у нас подобное им­портозамещение?

– Срок окупаемости любо­го нового производства – годы. Процесс небыстрый, капитало­емкий и требует поддержки со стороны государства. Но не сто­ит думать о казахстанской эко­номике, как о полностью импортозависимой. Да, у нас мно­го зависит от сырья, от импорт­ного оборудования, но в целом экономика Казахстана – доволь­но живая, и она развивается. Что волнует МСБ? – Что сегодня тревожит бизнес, помимо санкционной темы? Чем сейчас занимается ваша Ассоциация?

– Пытаемся отстаивать ин­тересы бизнеса, обсуждаем за­коны, пишем письма в мини­стерства и другие инстанции. Так как наша законотворческая машина очень продуктивная в плане разработки законопро­ектов, приходится работать с массой документов, изучать, насколько они применимы на практике. Примеров можно привести много. Внедрили си­стему POS-терминалов – хоро­шо, сегодня они есть практиче­ски повсюду. Но появились осо­бые требования к содержанию чеков, а не каждый кассовый аппарат на это способен.

По производителям безалко­гольной продукции: есть про­ект, предусматривающий обя­зательную маркировку и акци­зы на сахар. Последнее сделано с заботой о здоровье населения, дабы снизить потребление, ко­торое и так в среднем ниже, чем в Европе. Эти новшества мо­гут вызвать удорожание цены до 80%. Мы пытаемся отсто­ять производителей, указывая, что сейчас не лучшее время для этого.

Есть, конечно, портал «От­крытые НПА», где каждый за­конопроект вынесен на всеоб­щее обсуждение. Но проектов очень много, даже на провер­ку соответствия одного из них существующему законодатель­ству может уйти много време­ни. Хочется, чтобы по законо­проектам перед обсуждением проводился качественный ана­лиз, в том числе регуляторного воздействия на рынок. Чтобы не было так, как при обсужде­нии проекта о мониторинго­вых группах, когда пытались включить в их состав волонте­ров, общественников и других заинтересованных лиц. Это же очень коррупционный, спор­ный момент, когда могут про­сто сводиться личные счеты и прочее. К счастью, наши воз­ражения по данному вопросу учли. Но так происходит дале­ко не всегда.

По сообщению сайта Костанайские Новости