На свою начальницу Президенту страны пожаловались работники культуры href="https://aqparat.info/city/38328-shshiimkent.html">Шымкента, сообщает vera.kz
Терпение руководителей учреждений культуры href="https://aqparat.info/city/38328-shshiimkent.html">Шымкента лопнуло и обо всех закулисных конфликтах, спорах и разногласиях с руководителем профильного управления они решили рассказать общественности и главе государства. Говорят устали от преследований, попыток уволить за нарушение сомнительных условий труда, а также не могут больше смотреть на коррупционные риски, появившиеся в их сфере.
Трудности, говорят культурные деятели href="https://aqparat.info/city/38328-shshiimkent.html">Шымкента, у них начались осенью 2020 года, когда на должность руководителя управления культуры пришла Ханзада Есенова. Тогда своих должностей лишились 10 сотрудников ведомства, и сразу 13 директоров библиотек, музеев, цирка и других учреждений культуры. Всем остальным приходится якобы работать под постоянным прессингом и риском быть уволенным.
Особенно возмущает культурных деятелей внедрение в их работу KPI и принуждение выполнять ежегодный план, установленный управлением. То есть театры или, например, библиотеки обязаны собирать на платных услугах сумму, которая составляет 30% от общей суммы финансирования учреждения. Это, говорят деятели культуры, невозможно реализовать.
«Они придумали 30% от бюджетных дотаций. Например, в прошлом году мы получили 179 млн тенге из бюджета, а значит 52 млн тенге мы должны заработать. Казахский театр должен был заработать 70 млн тенге. Я сразу говорил, что это невозможно особенно в условиях пандемии. Нас приказом заставили и в итоге мы собрали 24 млн тенге, вместо 52 млн. В этом году я думал руководство проанализирует и поймет, что погорячились. Однако, в этом году нам увеличили финансирование и мы теперь должны заработать 70 млн тенге», – возмущается директор русского драматического театра Игорь Вербицкий.
Самый главный источник заработка театра – это продажа билетов на спектакли. Вот только тогда придется строить репертуар только на комедиях и отказаться от философских постановок, драм, трагедий. Театру без них нельзя, ведь репутацию создают только такие спектакли, говорит Игорь Вербицкий.
«Я объясняю руководству, что доход приносит театру только комедия. Мы должны ставить только комедии. А куда нам девать Чехова, Ауезова, Шекспира, Островского Гоголя, Айтматова, Шаханова? А мы должны это показывать, как говорил Капица, культуру надо навязывать, чтобы было интеллигентное общество. Я считаю, что не нужен городу театр, который только развлекает. Ладно, театр, но как библиотеки? Только далекий от культуры человек может заставить библиотеки приносить доход. Ни в одном городе страны нет этого KPI. Это технический термин. Он не для культуры. За его не выполнение мне дали выговор. Я его в суде оспорил. Приходится судиться с начальницей и мне это очень неприятно. Я 40 лет работаю в театре», – говорит Игорь Вербицкий.
Такие возмущения накопились у руководителей 12 учреждений культуры. Все они написали и подписали письмо на имя президента страны. Направили его также Генеральному прокурору страны и в антикоррупционное ведомство. Считают, что им работы – непочатый край. Просят правоохранителей тщательно разобраться в каждом факте.
«Мы же не слепые. Вот в кукольном театре на постановку спектакля потратили 12 млн тенге. Его показали три раза и сняли. Мы поставили спектакль за 1,5 млн тенге и через полгода показа его оправдали. Нам на 8 спектаклей дают 3 млн 343 тыс тенге. А помните гигантских кукол на Наурыз в прошлом году, за которых было стыдно? Какими были Гоголь, Абай, Пушкин? На них потратили 10 млн тенге», – рассказывает директор русского драмтеатра.
Некоторые траты на городские мероприятия пугают уже второй год руководителей учреждений культуры. Вот только получить объяснений от шефа не удалось, Ханзада Есенова на брифинг не пришла.
«Помните, мы этноаул перевозили с ипподрома на цитадель? Там оказывается, миллионы были выделены, а на деле каждый театр взял свою юрту и перенес, и ни копейки не получил. Жаль, что Ханзады Есеновой сегодня нет. Я бы ей в лицо сказал. Компетентным органам нужно все это расследовать. Или вот открытие памятника Ж. Шанину. Я смотрю, на открытие было выделено 20 млн тенге. А на там только станок вынесли, 2 полотна ткани взяли и 2 банера. Да там памятник дешевле, чем само открытие было», – возмущается Игорь Вербицкий.
Свое обращение в столичные кабинеты деятели культуры href="https://aqparat.info/city/38328-shshiimkent.html">Шымкента объяснили просто – искать поддержки и защиты в мегаполисе не у кого. В своем письме к Касым-Жомарту Токаеву они так и отметили, что первый заместитель акима href="https://aqparat.info/city/38328-shshiimkent.html">Шымкента, непосредственно курирующий культуру, Шынгыс Мукан «не заинтересован в выяснении сложившейся ситуации». Потому вся надежда на центральные органы.
Начальник управления культуры Ханзада Есенова письмо подчинённых пока никак не прокомментировала, но в интервью ранее заявляла, что массовых увольнений в ведомстве нет. Мол, за все время правления уволен был только директор цирка, да и то по собственному желанию после того, как его увидели на работе в алкогольном состоянии. По собственному желанию ушли еще трое, а один – по достижению пенсионного возраста. Все остальные переходили с руководящей должности на позиции замов или сотрудников по собственному желанию или состоянию здоровья.
Ничего ужасного шеф шымкентской культуры не видит во внедрении KPI показателей. Мол, они позволяют смотреть, ходят люди в библиотеки и театры, покупают ли билеты и читают ли книги. А платные услуги в объеме 30% от госфинансирования, вообще, в интересах самих же учреждений.
«Чем больше поступает наличности, тем больше у театра средств осуществлять деятельность ту, которая не поддерживается государством. Например, театрам до 90% покрываются все расходы, но когда речь идет о гастролях, повышении квалификации, привлечении специалистов, о покупках, которые государство пока не может дать, то здесь они могут брать из собственных средств. Каждому учреждению выгодно иметь средства чтобы реализоваться. Или библиотека, например, в год получает 100 млн тенге. 30% они должны заработать, это 30 млн тенге. И они уже рассчитывают на что они их могут потратить – поехать в российскую библиотеку, или на повышение квалификации. Когда ты видишь план, что тебе нужно заработать 30 млн тенге, то будешь к этому стремиться. У нас не стоит задача заставить их заработать», – говорит начальник управления культуры Ханзада Есенова.
Для заработка у библиотек href="https://aqparat.info/city/38328-shshiimkent.html">Шымкента несколько вариантов. Книги, конечно, за деньги выдавать не будут, но есть возможность распечатать за определенную сумму курсовую работу, или сделать ксерокс, или устроить «лав-стори» для половинки, арендовав читальный зал. Теперь в библиотеках можно даже выпить кофе. Такие финансовые перспективы для читальных залов стали возможны, похоже, после модернизации. Этим процессом особенно гордится руководитель управления культуры. Говорит, что они не только стены в разные цвета покрасили, но еще и усовершенствовали цифровые услуги. Правда, юрист Кайрат Бектасов считает, что это была не модернизация библиотек, а попытка провести капитальный ремонт.
«На модернизацию за полгода ушло 1 млрд 377 млн тенге. Они сделали хитро. Назвали умным словом «модернизация», а по факту это был капитальный ремонт. У меня есть заключение ревизионной комиссии, где написано, что это был «капитальный ремонт». У нас по закону капитальный ремонт можно делать, если у здания прошел срок эксплуатации 20 лет. Если это бюджетные деньги, то нужно было составлять проектно-сметную документацию и она должна была пройти госэкспертизу», – говорит юрист.
Внедрение KPI юрист тоже считает хитростью. Говорит, в законе не нашел пункта о том, что для театров и библиотек этот показатель является обязательным. По мнению Кайрата Бектасова, это требование начальница управления культуры придумала специально для депутатов.
«Она выдумала это, чтобы получить у депутататов деньги. Мол, мы сейчас возьмем, а потом план выполним и вернем. Вот для этого было сделано. Я уже обратился в КНБ РК о возбуждении уголовного дела в отношении ряда сотрудников. У меня есть протокол обыска, составленный антикоррупционной службой href="https://aqparat.info/city/36870-almaty.html">Алматы о проведении 11 февраля обыска в доме в href="https://aqparat.info/city/36870-almaty.html">Алматы руководителя управления культуры href="https://aqparat.info/city/38328-shshiimkent.html">Шымкента. 4 или 5 февраля был задержан начальник управления архивов по подозрению получения взятки в href="https://aqparat.info/city/36870-almaty.html">Алматы. Постановление об обыске дается 7 февраля, а оно дается, когда возбуждается уголовное дело. Их 2 или 3 недели не было на работе, а потом оба выходят. Я обратился в агентство по делам госслужбы за привлечение к ответственности за прогул», – рассказывает юрист.
Слушая юриста, работники учреждений культуры не скрывали возгласы каждый раз, когда он озвучивал траты на различные праздники в городе. Кайрат Бектасов говорит, что из открытых источников извесно, что в 2020-ом году на праздники было порачено 142 млн 825 тыс тенге. Однако, после появления в городской культуре Ханзады Есеновой на праздниках перестали экономить. За 7 месяцев 2021 года на праздники потрачено 1 млрд 381 млн 883 тысячи тенге.
«С 24 февр 2021 года по 31 дек 2021 года на праздники 1 млрд 381 млн 883 тыс за 7 мес. Я изучил договоры, там есть акты выполненных работ и отметки исполнен, то есть потрачены», – говорит юрист.
Правда, эти траты руководитель управления культуры огромными, похоже, не считает. Рассказывает, что в 2021-ом году на праздники предназначалось 280 млн тенге. Сумма это не солидная, а потому Ханзада Есенова приняла решение просить у маслихата еще 580 млн тенге до конца года на праздники. Нужную сумму она получила.
«Это были деньги 570 млн тенге до конца года. Появился же новый праздник – день домбры, лень радио. Плюс на Наурыз из этих 580 млн тенге мы потратили 217 млн. Это учитывая, что у нас в прошлом году была новая концепция празднования – каждый день новый праздник, в течение 10 дней. На 217 млн тенге мы провели более 25 мероприятий. Год закончили почти с 5 млрд тенге. В этом году бюджет культуры 6 млрд тенге с учетом заработного фонда в сумме 3,7 млрд тенге. В этом году на культурные мероприятия выделено 800 млн тенге на весь год, а это 14 государственных и национальных праздников», – рассказывает Ханзада Есенова.
Правда, ее подчинённые надеются, что со всеми этим тратами и способами работы разберутся компетентные органы. Письмо они уже направили Президенту страны и ждут ответ.
Последние новости href="https://aqparat.info/city/38328-shshiimkent.html">Шымкента:
По сообщению сайта Vera.kz