Tazabek — Кыргызстане во время посещения торжественных мероприятий граждане несут «кошумча» (складчина).
Это понятие считается традицией взаимопомощи. «Кошумча» несут на тои, дни рождения, в том числе и юбилейные мероприятия, по случаю новоселья, и на поминальные мероприятия.
Сумма «кошумча» зачастую определяется от уровня взаимоотношений между семьями, друзьями, соседями и близкими.
Корреспонденты Turmush в Таласской области решили узнать мнение жителей региона о «кошумча», а также примерные суммы, которые несут граждане при посещении таких мероприятий.
Житель Бакай-Атинского района, 59-летний Суйун Жамалбеков. По его словам, так как родственники и близкие тесно общаются, то он посещает как праздничные мероприятия, так и поминальные. «Мы стараемся посещать как радостные мероприятия, так и плохие. Безусловно, с собой несем «кошумча». Если говорить о «кошумча», то с одной стороны считаю эту традицию правильной. Воспринимаю это как сбор денег в общую кассу. Все это объясняется тем, что деньги, которые несешь ты, завтра принесут и тебе. Что даешь, то и получаешь. Между моими родственниками и родственниками моей супруги сложились хорошие и дружные отношения. На праздничные мероприятия выделяем скот («тай»), а вот плохих поводов для сбора пусть будет меньше. Но выбора нет, через это проходит каждый. В таких случаях мы собираем по 20 тыс. сомов. У меня есть 7 братьев и сестер, у супруги — 11 братьев и сестер. Минувшей осенью родственники взяли сноху и проводили новоселье, по случаю чего организовали крупный той. Сваты на протяжении многих лет трудятся за рубежом, в связи с чем не смогли принять участие в мероприятии. Свои поздравления они передали в онлайн-режиме, а подарки прислали банковским переводом. Свой подарок они вручили долларами. На новоселье они прислали 2000 долларов, а по случаю свадебного мероприятия выслали 5000 долларов — на покупку автомобиля для молодоженов. После завершения тоя, спустя два дня пригласили, значит, родственников на «кешик» (угощение с мероприятия). Когда были в гостях, ели мясо и употребляли другие угощения, то поинтересовались подарком, которые выслали те сваты («кудагый» и «куда»). И, действительно, они выслали долларами через банковский перевод. В итоге новость о долларовом «кошумча» разлетелась по селу — мол сваты отдельно вручили подарок на новоселье, отдельно вручили подарок молодоженам. Сейчас они ездят на этом автомобиле. А наши родственники отправили сватам гостиницы — «чучук», «сары май», копченое мясо и другие вкусности через знакомых на самолете», — рассказал он.
Жительница Таласского района Гулмира говорит, что в их семье воспитывалось 5 детей – сын и четыре дочери. Старший брат праздновал 60-летие. «Сестры собрались и в качестве «кошумча» подарили автомобиль. Так как он единственный сын в семье, то в том числе подарили с намерениями, чтобы он возил нашу маму. Автомобиль приобрели за 510 тыс. сомов. На торжественном мероприятии вручили ключи от машины, надели на него «тебетей», на «жене» [прим. Turmush – жена брата] надели золотые сережки. Кроме того, надели «сарпай» [одежда, которой одаривают почётных гостей]. Чтобы приобрести автомобиль, каждая из сестер отдала лошадь. Так как у всех есть домашний скот, то особых проблем, на мой взгляд, не было. Если это твой родной человек, а у тебя есть возможность, то хочется сделать хороший подарок. На свадебные мероприятия, юбилеи и новоселье дарим скот [«тай»]. Кто-то дает лошадью, а кто-то денежными средствами. В этом году осенью, даст Бог, буду праздновать 60-летие. Скорее всего, брат и сестры подарят по лошади», — рассказала она.
Житель Кара-Бууринского района Кушубак Ашымов назвал расходы на «кошумча» в прошлом году. «В прошлом году было много тоев. Было время, когда в разгар осени поступали приглашения на два мероприятия в день. Как глава семьи, отдаю «кошумча». Супруга подготавливает «кийит» [подарок одеждой] и все остальные вещи. Наша семья занимается сельским хозяйством – на площади 3 гектара выращиваем фасоль. В летний период работаем в поле, а осенью собираем урожай по 2-3 тонны с гектара. В прошлом году 3 тонны фасоли ушли в качестве «кошумча» на различные мероприятия. Если не будет такого понятия как «кошумча», то не будет и тоев. Население проводит тои, чтобы вернуть «кошумча», которые они когда-то отдавали. Кроме «кошумча», с собой несем еще деньги. Есть призы, на которые может уйти от 500 сомов и до 2000 сомов. Также приглашают пробовать мясо как почетного гостя, там нужно дать денег. Есть расходы на фотографии, чтобы было на память со свадьбы. Фотографию покупаешь за 200 сомов. Вот так идешь на той – поешь, танцуешь, угощаешься. Женщины же, на мой взгляд, идут смотреть на наряды других, а потом сидят и ревнуют своих мужей. И получается так, что они не замечают, как в целом прошло мероприятие. Вернувшись с тоя, обсуждаем мероприятие за чашкой чая, а потом идем спать. Пусть тои будут, это хорошо», — сказал сельчанин.
Житель Бакай-Атинского района Марат Тулеканов сообщил, что на торжественные мероприятия ходит часто. «Так как проживаем в сельской местности, то хорошие новости разлетаются быстро. Приведу в пример старшую сестру, год назад она выдала дочь замуж. Вместе с супругом они подарили молодоженам двухкомнатную квартиру в городе Бишкек. Сейчас они там проживают. Если так посмотреть, то почему бы и не подарить, если есть такая возможность. Каждый хочет лучшего для своих детей. А если посмотреть с другой стороны, это уже излишки. У меня, к примеру, на «кошумча» уходит по одному бычку. Дети у меня еще маленькие. Когда придет время, тоже будут давать той, и мне все вернется. «Кошумча» воспринимают как долг, который тебе вернут спустя время», — говорит он.
Его сестра Нурбубу Тулеканова подтвердила, что они с супругом подарили молодоженам квартиру. «Были те, кто не мог мне сказать открыто, но обсуждал это. Распространяли слухи – мол осталось посадить зятя на голову, что можно было бы подарить и деньгами. А мы считаем, что сделали правильный подарок. Мы дарим ради нашей дочери, а все остальное они будут зарабатывать. Но приданое дочери мы не давали. Квартира нам обошлась в 3 млн сомов без завершенного ремонта. Это было три года назад. Дочери обучались и проживали там. Посовещавшись с супругом, решили подарить квартиру дочери», — сообщила жительница.
Житель Таласского района Авасбек Турдумамбетов говорит, что сейчас люди и время изменились. «Каждый устраивает тои лучше другого, суммы «кошумча» растут от мероприятия к мероприятию. Не могу сказать, хорошо это или плохо. Каждый дает «кошумча» в зависимости от своих финансовых возможностей. Как говорят «Бар барынча, жок алынча». Например, в зависимости от отношений и возможностей вручаю «кошумча». Если мероприятие у родственников или «кайын журт» [родственники жены], то обязательно выделяю скот. Это может быть «тай», лошадь или бычок. Если просят принести деньгами, то несу деньгами. В этой жизни нужно уважать и стараться делать приятные дела ради окружающих. Однажды был свидетелем, как родственники по материнской линии [«тайлар»] брали невесту из Оша. Был большой той. Сваты тогда поздравили молодоженов и подарили квартиру в Бишкеке и автомобиль марки «Лексус 570». Это говорит о том, что у них есть возможности. Поэтому они и сделали такой подарок», — рассказал сельчанин.
Жительница Кара-Бууринского района Айнура Бейшекеева рассказала, что работает медицинской сестрой. «Недавно была на мероприятии у подруги. Были гости разных уровней и финансовых возможностей. Как выяснилось, отец жениха в свое время трудился на высоких должностях. «Окул ата» для молодоженов выбрал отец жениха. Они подарили им земельный участок в городе Талас. Сестры невесты решили сделать общий подарок и подарили молодоженам путевку на 10 дней в Дубай. Две сестры проживают за рубежом – вышли там замуж и трудятся. Конечно, мы восхищались такими подарками. Свадьба была словно сказка. В конце свадьбы вышли члены семьи жениха, стали поздравлять, и старший брат от всех братьев вручил 100 000 сомов», — говорит она.
Житель Бакай-Атинского района Торобек Намазалиев озвучил, что жители Таласской области любят праздничные мероприятия и умеют веселиться. «Но если говорить про «кошумча», то считаю это просто расходами. Всегда задумываюсь над тем, неужели нельзя пойти на той без «кошумча», просто проявить уважение. Но ты должен действовать как все. Когда разговариваешь, то рассказывают, кто и сколько дал, кто и что подарил, кто и как поздравил. Сейчас в основном «кошумча» дают в виде скота. В свое время дедушка давал большой той и тогда в качестве «кошумча» привели верблюда», — сообщил Торобек.
По сообщению сайта Tazabek