Что нужно знать кыргызским предпринимателям о системе ККМ?

Дата: 18 февраля 2022 в 15:32

В декабре 2021 года президент Садыр Жапаров подписал указ, которым обязал предпринимателей начать использовать контрольно-кассовые машины (ККМ) во время работы.

Многих предпринимателей эта инициатива не обрадовала – некоторые торговцы до сих пор выходят на митинги, протестуя против обязательной установки ККМ.

Рассказываем, что такое ККМ, зачем они нужны, и как их использовать. Разобраться в этом нам помогла старший налоговый инспектор Жаннат Абдыракманова.

Контрольно-кассовая машина (ККМ) — это аппарат, который в онлайн-режиме отправляет данные в единую информационную систему налоговой службы. Его нужно использовать в момент продажи товара или предоставления услуг.

Вместо покупки аппарата ККМ, предприниматели могут скачать приложение на телефон, которое выполняет те же функции, что и обычный ККМ.

Сейчас приложение доступно на всех Android-смартфонах. Для его работы нужен интернет, чтобы оно передавало данные на сервер налоговой. Приложение для IPhone пока находится в разработке.

На ютуб-канале налоговой службы есть плейлист с видео, объясняющими, как работать с ККМ: настольными аппаратами, мобильным приложением и web-версией. В нем 26 подробных видеороликов, включая запись онлайн-семинара об использовании системы.

ККМ не рассчитывает налоги, а лишь фиксирует каждый денежный расчет, который произвел тот или иной предприниматель.

Предприниматели, которые продают товары или оказывают услуги населению, независимо от вида их деятельности. Если у вас есть такие расчеты с населением, по закону, вы должны использовать ККМ.

Это не взаимосвязанные (и не взаимоисключающие) вещи.

Патент нужен предпринимателю, если этого требует его вид деятельности. Если для работы ему можно обойтись без патента, он не нужен. В этом случае предприниматель должен выбрать другой режим налогообложения, который ему подходит.

Внедрять ее начали еще в 2016 году – но тогда это затронуло только крупный и средний бизнес. Сейчас очередь дошла и до малого. При этом норма по применению ККМ в Кыргызстане существует еще с 1995 года.

В налоговой считают, что использование ККМ предпринимателями позволит вывести серую часть товарооборота из тени. Государство сможет реально оценивать товарооборот в стране и анализировать эти данные. Их наличие позволит Кыргызстану привлекать дополнительные инвестиции.

Кроме этого, ККМ – способ сделать налогообложение более справедливым. Предприниматели, которые до внедрения ККМ оплачивали обязательный патент, платили одинаково, вне зависимости от их прибыли.

«Маленький товарооборот – ты ничего не платишь. Средний товарооборот – ты чуть-чуть платишь. Большой товарооборот – ты уплачиваешь соответствующие налоги. ККМ стабилизирует этот момент», — считает Жаннат Абдыракманова из налоговой.

ККМ позволит бизнесу вести товарный учет. Кроме того, в налоговой обещают меньше проверок тем предпринимателям, которые будут активно использовать ККМ. «Если у предпринимателя все открыто, доступно и прозрачно, то у налоговой нет необходимости проводить дополнительную проверку», — говорят там.

Еще один плюс – возможность освободиться от некоторых налогов, если годовой оборот не превышает 8 млн сомов. В налоговой считают, что это даст малому бизнесу возможность для роста и расширения.

Предприниматели, которые используют ККМ и чей годовой оборот не превышает 8 млн сомов, не будут платить налог с продаж, налог на прибыль и налог на добавленную стоимость.

При этом бизнес все равно должен платить подоходный налог, земельный налог, налог на имущество и страховые взносы. Если деятельность предпринимателя подразумевает покупку добровольного патента, то покупать его также нужно.

Таким предпринимателям придется выбирать из единого и общего налоговых режимов.

Общий налоговый режим предполагает оплату налога с продаж – 1%.

В режиме единого налога ставки выше: 4% при наличном расчете и 2% – при безналичном.

Специалист Минэконома в интервью «Кактусу» сказал, что предприниматели недовольны высокими ставками единого налога и вопрос о нем будет еще «прорабатываться». Министерство «постарается учесть все интересы».

Именно из-за ставки в 4% торговцы столичного рынка «Дордой» выходили на митинг 15 февраля. Один из них рассказал, что торговцы получают маржу от продажи товара всего в 10%, и в случае превышения товарооборота суммы в 8 млн сомов, им придется платить 4% государству.

«Половину своего заработка мы отдаем государству, но все риски при этом мы берем на себя. Налоговый кодекс очень сырой и недоработанный», — пожаловался он.

По закону, если предприниматель не будет использовать ККМ, его могут оштрафовать на 7500 сомов (для физических лиц) или 23 тысячи (для юрлиц).

Использование неисправной системы ККМ тоже может быть причиной для штрафа — 3000 сомов и 13 тысяч соответственно. При этом некоторые предприниматели уже жаловались на нестабильную и неудобную работу онлайн-ККМ.

Председатель бизнес-ассоциации JIA Жоодар Омошов считает, что государство с помощью введения обязательных ККМ хочет решить несколько проблем. Это искоренение теневой экономики, решение вопроса неформальной занятости и пополнение госбюджета.

Он признаёт, что ККМ – это один из инструментов для того, чтобы система налогообложения стала справедливой.

«Но ККМ – лишь один из инструментов. Полагаясь только на это, не получится вытащить всех предпринимателей из тени. Есть причины, по которым они находятся в тени. К примеру, высокие проценты налога и соцотчислений», — отмечает Омошов.

Вместе с этим, добавляет он, за 30 лет независимости бизнес уже привык работать через систему патентов.

«Представьте – человек и так работает не в тех условиях, где хотелось бы, а тут еще нужно тыкать в аппарат, чтобы выдать чек», – рассуждает Омошов. По его мнению, власти должны учитывать, комфортно ли предпринимателям использовать ККМ.

Еще до принятия нового Налогового кодекса, который и обязал предпринимателей использовать ККМ, представители бизнеса говорили о проблемах в нем. Власти начали рассматривать проект кодекса в июле 2021 года, а уже через полгода парламент его одобрил.

Кодекс не раз подвергали критике как депутаты, так и предприниматели. Еще в октябре 2021 года бизнес-сообщество страны обращалось к президенту с тем, что документ нуждается в доработке.

Жаннат Абдыракманова из налоговой службы считает, что недовольным ККМ бизнесменам есть, что скрывать от государства.

«Предприниматели, которые в штыки восприняли [введение обязательных ККМ], прекрасно понимают, что к ним будут применять другие ставки налога, если у них товарооборот превысит за год 8 млн сомов», — говорит она.

По мнению Жоодара Омошова, к протестам предпринимателей против ККМ привела плохая коммуникация со стороны госструктур.

«Когда что-то предлагаешь, надо подготовить почву и предлагать варианты. Когда правительство что-то предлагает, надо, чтобы была четкая информация, чтобы ее донесли до каждого», — говорит он.

Несколько других предпринимателей в беседе с журналистами «Клоопа» подтвердили, что причина негативной реакции торговцев на обязательные ККМ – плохо проведенная налоговой кампания по разъяснению новых правил.

О «недостаточной информационно-разъяснительной работе» среди торговцев сказал и президент Жапаров, когда 8 февраля он посетил «Дордой» и Ошский рынок. Целью этого визита в пресс-службе президента тогда назвали именно живой диалог с торговцами на тему ККМ.

Получилось ли у Жапарова доступно донести эту информацию до предпринимателей, неизвестно. Однако 15 февраля торговцы «Дордоя» опять стали протестовать против обязательных ККМ.

По сообщению сайта Новости Кыргызстана