Развивающиеся страны подвержены более серьезному риску из-за финансовой нестабильности, к которой привели кризис, вызванный COVID-19, и непрозрачность отчетности о необслуживаемых кредитах. На этом фоне ускорение инфляции и повышение процентных ставок создают дополнительные препятствия к восстановлению экономик данных стран. Об этом говорится в новом Докладе о мировом развитии 2022: Финансирование в интересах справедливого восстановления», передает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.
«Ухудшение мировой финансовой конъюнктуры и узость внутреннего рынка ссудного капитала во многих развивающихся странах ограничивают частные инвестиции и тормозят процесс восстановления», – комментирует президент Группы Всемирного банка Дэвид Малпасс.
По его словам, необходимо обеспечить широкую доступность кредитных ресурсов и распределение капитала с ориентиром на экономический рост. Это поможет небольшим, более динамичным компаниям – и отраслям с более весомым потенциалом роста – привлекать инвестиции и создавать рабочие места.
Авторы доклада обращают внимание, что спровоцированный вспышкой COVID-19 мировой кризис в области здравоохранения быстро превратился в крупнейший за сто с лишним лет мировой экономический кризис, который привел к повышению уровня бедности и углублению неравенства. В ответ правительства приступили к принятию широкомасштабных, не имеющих прецедента экстренных мер поддержки. В итоге были смягчены некоторые наиболее тяжелые социально-экономические последствия. Однако при этом вырос уровень суверенного долга, который во многих странах и без того был рекордно высок еще до кризиса. Кроме того, при принятии антикризисных мер выявились проблемы с частным долгом, в том числе непрозрачность отчетности о необслуживаемых кредитах, задержка в работе с проблемными активами, а также ужесточение или отсутствие доступа к кредитным ресурсам у наиболее уязвимых домохозяйств и компаний, замечают аналитики Всемирного банка.
Тем временем анализ состояния бизнеса в развивающихся странах показал, что 46% компаний ожидают возникновения у них просроченной задолженности.
«Сейчас возникает опасность того, что число неплатежей по кредитам резко вырастет, а по мере того как правительства будут оказывать поддержку заемщикам, частный долг быстро превратится в государственный. Резкое сокращение доходов и прибыли предприятий из-за кризиса по большому счету не повлияло на долю необслуживаемых кредитов: она по-прежнему ниже, чем ожидалось. Однако это может объясняться послаблениями условий для погашения долга и смягчения стандартов финансовой отчетности. В результате скрытые риски могут проявиться только с отменой мер поддержки», — подчеркивают авторы доклада.
«Зачастую проблемы нам создает именно то, чего мы не замечаем, пока не наступит кризис. Так что есть причины полагать, что многие слабые места по-прежнему скрыты», – объясняет старший вице-президент и главный экономист Группы Всемирного банка Кармен Рейнхарт.
В свою очередь, чтобы правительства и финансовые учреждения могли оказать поддержку процессу восстановления, в том числе вкладывая инвестиции в такие сферы, как здравоохранение и образование, необходимо преодолеть финансовые риски, утверждают эксперты.
В новом докладе освещается несколько стратегических направлений, ведущих к устранению финансовых рисков.
Во-первых, его авторы отмечают регулирование и смягчение кризисных ситуаций с задолженностью. Здесь же они уделяют отдельное внимание вопросу по работе с проблемными банками. «Для решения проблем банков, находящихся на грани банкротства, следует, в частности, установить правовой режим, позволяющий вывести случаи банкротства банков из-под действия общего режима несостоятельности и предоставляющий органам власти больше вариантов принятия мер политики и расширенные полномочия распределения убытков между акционерами и держателями незастрахованных пассивов, обеспечивая таким образом защиту вкладчиков и ограждая налогоплательщиков от воздействия потерь финансового сектора. Органам власти, ответственным за работу с проблемными банками, следует всегда отдавать приоритет решениям, реализуемым при ведущей роли частного сектора и за его счет, опираясь, насколько это возможно, на финансовые резервы проблемных финансовых учреждений. Применение государственных средств для урегулирования кризиса следует рассматривать в качестве крайней меры и прибегать к нему только после полного исчерпания всех решений, предложенных частным сектором, и только для устранения непосредственной и очевидной угрозы финансовой стабильности», — отмечают они.
Во-вторых, эксперты Всемирного банка призывают к совершенствованию законодательства о несостоятельности. «Необходимо провести целенаправленные реформы для формирования систем признания несостоятельности, отвечающих потребностям малого и среднего бизнеса. Такие реформы предусматривают повышение эффективности реструктуризации задолженности жизнеспособных компаний за счет упрощения правовых процедур, предоставление должникам права сохранять контроль над своими предприятиями, когда это возможно,предоставление доступа к новому финансированию и использование процедур признания несостоятельности во внесудебном порядке в целях уменьшения затрат. Осуществляя эти реформы, директивные органы могут способствовать выживанию жизнеспособных, но неликвидных компаний, и быстрому отсеиванию нежизнеспособных компаний», — полагают они.
В-третьих, по словам авторов обзора, важно обеспечить постоянный доступ к финансированию. «Помочь в этом могут инновационные решения в сфере кредитования, обеспечивающие внедрение новых подходов к оценке рисков и разработке финансовых продуктов. Ускоренное внедрение цифровых технологий, наблюдавшееся во время пандемии, в сочетании с продолжающимся процессом цифрового преобразования финансовых услуг и финансовой инфраструктуры (в контексте обеспечения защиты прав потребителей и финансового сектора), позволяет создать необходимые условия для разработки этих инновационных решений и предоставляет кредиторам возможность эффективнее ориентироваться в контексте неопределенности, связанной с пандемией COVID-19, и продолжать выдачу кредитов», — утверждают они.
Четвертым стратегическим направлением аналитики называют рациональное управление возросшим суверенным долгом. В этом пункте они подчеркивают, что основная цель рационального управления суверенным долгом состоит в том, чтобы обеспечить защиту способности правительства осуществлять инвестиции в общественные блага, принимать контрциклические меры и обеспечивать центральному банку возможность играть свою уникальную роль кредитора последней инстанции.
Однако, судя по имеющимся на сегодня данным, экономические последствия пандемии окажутся для стран с формирующимся рынком более долговременными и тяжкими. «Например, после резкого снижения уровня подушевого дохода в мире в 2020 году доля развитых стран, в которых произошло восстановление экономики, и объем производства в 2021 году оказался выше, чем в 2019 году, составила 40%. В то же время аналогичная доля стран со средним уровнем дохода, где подушевой доход в 2021 году превзошел объем производства 2019 года, гораздо ниже — 27%, а доля стран с низким уровнем дохода еще ниже – лишь 21%, и это свидетельствует о том, что в более бедных странах восстановление идет медленнее», — говорится в докладе.
При этом его авторы признают, что хоть основное внимание уделяется обусловленным пандемией ключевым внутренним факторам финансового и экономического риска, перспективы восстановления экономики страны будут определяться и развитием событий в мировой экономике.
В то же время необходимость устранения факторов риска, порожденных пандемией, открывает огромные возможности для ускорения перехода к более эффективной и устойчивой мировой экономике. Изменение климата – это один из основных источников неучтенных факторов риска для мировой экономики. Неспособность нейтрализовать эти риски приведет к постоянному неверному оцениванию активов, нерациональному использованию капитала и возникновению замкнутого «порочного круга», в котором разрушительные стихийные бедствия будут усугубляться всплесками финансовой нестабильности. Финансовый сектор может способствовать созданию «круга благоприятных возможностей», определяя и оценивая климатические риски с тем, чтобы направлять потоки капитала более устойчивым компаниям и отраслям производства. После окончания пандемии COVID-19 у правительств появится возможность подкрепить способность финансового сектора играть эту роль, например, путем установления обязанности раскрывать информацию о рисках и постепенной отмены преференций для экологически неустойчивых отраслей производства. области их налогообложения, аудита и нормативного регулирования деятельности, резюмируют эксперты Всемирного банка.
Подпишитесь на недельный обзор главных казахстанских и мировых событий
По сообщению сайта kapital.kz