Начало 2022 года ознаменовалось ростом числа так называемых антиковидных протестов по всему миру. Массовые демонстрации против карантинных ограничений вспыхивают во многих странах Европы, в США, в Канаде, в Бразилии и ряде других государств. Причем акции недовольства все чаще перерастают в жесткие столкновения с силами правопорядка. Эксперт Института мировой экономики и политики (ИМЭП) Жумабек Сарабеков считает, что в перспективе пандемийное обострение может произойти и в странах СНГ, передает Tengrinews.kz.
Долгая пандемия
Прошло уже два года с момента начала пандемии, но человечество до сих пор не может преодолеть разрушительные эффекты COVID-19. По состоянию на 7 февраля число заразившихся людей во всем мире составляет свыше 395 миллионов, а число смертей уже превысило 5,8 миллиона.
«Ожидалось, что с разработкой вакцин эпидемия будет побеждена. Однако, несмотря на наличие сразу нескольких видов препаратов, процесс вакцинации идет медленно и весьма неравномерно в мировом масштабе.
Кроме того, прошлый год показал, что коронавирус имеет свойство мутировать. Появляются новые штаммы в самых разных уголках планеты. Причем каждый новый вид вируса отличается все большим числом мутаций и более заразен», — рассказал эксперт.
Так, в ноябре 2021 года в Южной Африке был выявлен «омикрон», который в 3-6 раз более заразный, чем прежние варианты, а также может повторно заражать переболевших людей. Более того, эффективность имеющихся вакцин против «омикрона» также резко снизилась.
«Все эти обстоятельства фактически запускают сценарий долгой пандемии. То есть в обозримом будущем нас ожидают новые мутации вируса, которые будут провоцировать новые волны пандемии», — считает Сарабеков.
Зимние протесты
По словам эксперта, нынешнюю активизацию антиковидных протестов в мире также можно объяснить в контексте затянувшейся пандемии. Сталкиваясь с новыми штаммами коронавируса, государственные органы вводят дополнительные меры ограничения и ужесточают карантинные режимы. Ставка делается на то, чтобы уберечь системы здравоохранения от перегрузки и сохранить контроль над распространением вируса. В такой логике действуют власти большинства стран.
«Однако население, которое живет в условиях локдаунов уже почти третий год, новые ограничения воспринимает очень критично. Очевидно, что в обществах накопилась сильная психологическая усталость от карантина. Ограничения вызывают недовольство и у представителей бизнеса, которые в основном терпят наибольший урон.
К тому же все больше людей сомневаются в эффективности запретительных мер: тот же «омикрон» продолжает демонстрировать рекордные показатели заражения, несмотря на усиление ограничений. У многих возникает закономерный вопрос: есть в таком случае смысл в карантине?
К примеру, январские протесты в Нидерландах, в Германии, во Франции, Бельгии и Чехии – все они вспыхнули в ответ на решение властей ужесточить коронавирусные ограничения. Причем почти в каждой стране акции приобрели широкий масштаб с участием регионов», — говорит Сарабеков.
Глубинные причины
Вместе с тем ясно, что причины роста протестных настроений в обществах не ограничиваются простым недовольством карантинными мерами и лежат глубже, отмечает эксперт. Здесь можно выделить несколько моментов.
Во-первых, негативным фоном служит высокая инфляция, которая бьет по карману простых людей как в развитых, так и в развивающихся странах. Дорожает практически все — от продовольствия и потребительских товаров до машин и жилья.
Из-за быстрого распространения «омикрона» глобальные цепочки поставок не могут восстановиться, так как во многих странах все еще действуют карантинные ограничения, а также возникает дефицит трудовых ресурсов. Параллельно мы видим замедление в экономиках США и Китая, что также сдерживает активность.
«То есть наряду с коронавирусом мир переживает вирус инфляции. На деле это оборачивается падением уровня жизни большинства людей, которые и так измотаны третьим годом локдаунов», — рассказал Сарабеков.
Вторым ключевым триггером протестов, к примеру в странах Европы, становятся попытки официальных властей сделать вакцинацию принудительной мерой. Сейчас во многих государствах ЕС уже принимаются законы, которые, так или иначе, требуют от граждан быть вакцинированными.
«В той же Германии радикализация протестов против антиковидных ограничений началась именно после заявлений правительства о том, что с начала января во многие общественные места (рестораны, театры и так далее) будут пускать только привитых или переболевших граждан с отрицательным ПЦР-тестом.
Аналогичная ситуация наблюдается и во Франции, где планируется ввести вакцинные пропуска, без которых запрещается посещение общественных мест. Январские протесты в Бельгии и Чехии также были направлены против идеи введения обязательной вакцинации населения», — рассказал он.
По словам эксперта, демонстранты указывают на то, что принуждение людей к вакцинации по сути является нарушением гражданских свобод и прав человека, а также приведет к дискриминации людей или так называемой «вакцинной сегрегации». Хотя в Европе немало и тех, кто, наоборот, выступает за то, чтобы сделать прививки обязательными и предоставлять вакцинированным различные преимущества.
К примеру, в конце января правительство Австрии первым из стран ЕС объявило о том, что с 1 февраля сделает прививки обязательными для всех австрийцев. И уже начиная с марта текущего года отсутствие прививки может привести к штрафу, минимальный размер которого – 600 евро (около 295 тысяч тенге).
Прививать нельзя отказываться
Наконец, третий фактор, который, по словам Сарабекова, усиливает антиковидные протесты, связан с вопросом вакцинации детей и подростков. Хотя практически ни в одной стране речь не идет о том, чтобы сделать прививку от ковида обязательной для детей, многие родители в Европе и за ее пределами крайне негативно реагируют на вероятность такого сценария.
Так, одним из девизов протеста в немецком Гамбурге стала фраза: «Руки прочь от наших детей». Опасения родителей усугубляются различными фейками о том, что у вакцины обязательно будут побочные эффекты, или о том, что у детей вообще не бывает случаев тяжелого протекания ковида, соответственно, вакцина им не нужна.
«В целом, как показывает нынешняя ситуация в мире, пандемия вновь высветила классическую дилемму личного и общественного блага. Причем затянувшийся коронакризис все больше подталкивает нас к тому, чтобы по-новому осмыслить понятия свободы и безопасности.
В свою очередь опыт стран ЕС, а также сложности, с которыми сталкиваются европейские власти относительно локдаунов и обязательной вакцинации, должны заинтересовать казахстанское правительство. Оно должно найти оптимальный баланс между соблюдением прав человека и задачей сохранения экономики», — заключил эксперт.
У Tengrinews.kz есть Telegram-канал. Это быстрый и удобный способ получать самые главные новости прямо на твой телефон.
Өзекті жаңалықтарды сілтемесіз оқу үшін Telegram желісінде парақшамызға тіркеліңіз!
По сообщению сайта Tengrinews