Куанышбек Есекеев: «Мы не имеем право давать пустых обещаний» 08 февраля 2022, 14:10

Дата: 08 февраля 2022 в 14:23


Компания «Казахтелеком» нарастит общий объем своего фонда оплаты труда до 77 миллиардов тенге – такое решение было принято еще в конце прошлого года, в связи с пересмотром в сторону повышения окладов сотрудников массовых профессий, сообщил в интервью председатель правления АО «Казахтелеком» Куанышбек Есекеев.

Напомним, что в конце января сотрудники технического подразделения алматинского филиала АО «Казахтелеком» провели возле своего офиса стихийное собрание, потребовав повышения своей заработной платы. В самой компании сообщили, что участникам этой акции предложено создать инициативную группу и совместно с профсоюзом сформулировать свои требования и инициативы, которые будут в обязательном порядке рассмотрены руководством компании. Глава АО «Казахтелеком» Куанышбек Есекеев рассказал о работе над этими требованиями, а также о преобразованиях, которые произошли в крупнейшем телеком-операторе в последние годы и будут продолжены в ближайшее время.

— Куанышбек Бахытбекович, недавно технический персонал подразделения компании в Алматы выдвинул требования об увеличении заработной платы, пару лет назад аналогичная ситуация была в Караганде, в тоже время компания уже много лет считается одной из самых успешных в Казахстане с точки зрения прибыльности ее деятельности – как руководство «Казахтелекома» намерено устранять это противоречие?

— Мы понимаем, что ситуация с заработными платами на рынке труда в Казахстане достаточно неоднозначная, требования по ее пересмотру выдвигаются не только в «Казахтелекоме». Есть объективные сдерживающие факторы роста зарплат – так, наши тарифы не меняются на протяжении достаточно длительного времени. Тем не менее, мы изыскиваем внутренние резервы и закладываем в наших планах рост заработных плат сотрудников на постоянной основе. Параллельно в компании разработана и внедрена политика по социальной поддержке персонала – мы предоставляем помощь в получении нашими сотрудниками займов на выгодных условиях в сравнении с рыночными, компания участвует в оплате образовательных услуг как для самих сотрудников, так и для их детей, отдельная помощь оказывается социально-уязвимым категориям наших работников – многодетным семьям и семьям, воспитывающих особенных детей. Одновременно наша компания придерживается политики открытости и доступности, когда любой рядовой сотрудник может донести свои предложения и инициативы как до своего непосредственного руководства, так и менеджмента компании в целом, и решить вопросы в конструктивном, правовом формате с учетом мнения и возможностей всех сторон. Переговоры с нашими коллегами уже проведены, мы рассматриваем их предложения и в ближайшее время дадим по ним ответ. Повторю – мы всегда открыты к диалогу и готовы предпринять все шаги навстречу коллективу, в том числе и в вопросах повышения оплаты труда, причем в приоритете находятся именно сотрудники технических подразделений.

— Вы говорите о регулярном пересмотре зарплат – а как заработная плата производственного персонала изменилась в «Казахтелекоме» за последние годы?

— Здесь нужно понимать: мы регулярно не только повышаем должностные оклады, но и совершенствуем систему бонусов, которая распространяется на всех сотрудников компании в соответствии с их вкладом в общий успех. В частности, на прошлой неделе была произведена выплата годового бонуса работникам массовых профессий. В марте, по итогам аудированной финансовой отчетности, компания произведет выплату за достижение корпоративных целей и дополнительное вознаграждение за перевыполнение плана EBITDA (PSP). Это, кстати, хороший ответ на критику в части того, что улучшение финансовых показателей компании, якобы, не сказывается на состоянии карманов ее работников: в «Казахтелекоме» действует система премирования за достижение сверхприбыли, в рамках которой до 30 % от сверхприбылей компания направляет в фонд заработной платы. И в самое ближайшее время, до Наурыза, сотрудники получат очередную выплату по результатам деятельности компании в 2021 году. Накануне все сотрудники компании получили единовременную выплату, направленную на инфляционную индексацию их заработков, на которую суммарно по всем своим подразделениям компания выделила из своих средств более миллиарда тенге. Ну, и, наконец, еще в прошлом году у нас были пересмотрены в сторону повышения должностные оклады работников массовых профессий и произведена индексация должностных окладов работников производственного персонала. На данные мероприятия выделено более 7 млрд. тенге, что увеличит фонд оплаты труда «Казахтелекома» в текущем году с 70-ти до 77 млрд тенге, на 10%.

— То есть можно сказать, что требования технического персонала в Алматы уже удовлетворены?

— Вот здесь давайте отделим одно от другого: те решения, о которых я сказал выше, принимались до акции в Алматы. Они уже просчитаны и утверждены руководством «Казахтелекомом», они согласованы с акционерами, без согласия которых мы не можем увеличивать расходы. Те требования, которые выдвинуты в Алматы, требуют времени для рассмотрения, согласования и расчетов хотя бы потому, что компания не может дифференцированно увеличить зарплату сотрудникам только в одном регионе. Нам сейчас нужно просчитать комплексное решение по всей компании с учетом этих требований – и только после этого выходить к сотрудникам с каким-то предложением, подкрепленным реальными возможностями. Мы же не можем пообещать что-то своим сотрудникам, а потом не выполнить свои обещания, сославшись на недостаточность финансовых средств или какую-то форс-мажорную ситуацию, правильно? Мы к нашим сотрудникам относимся в этом плане также, как и к нашим абонентам: если мы что-то обещаем, мы это делаем. Кстати, в этом отношении показательна ситуация с 50-процентной скидкой за наши услуги в январе – вы ее получили?

— Да, буквально перед интервью проверил свой лицевой счет, действительно, счет за январь выставлен наполовину меньший, чем обычно…

— И так у всех наших абонентов, а в первые два дня февраля в социальных сетях был настоящий пожар, потому что суммы в счетах отражались еще обычные. Но это технический момент: мы перерасчет можем начать только с первого числа следующего месяца, на этот перерасчет ушло пару дней – и 3 февраля на всех лицевых счетах эта скидка отражалась. А если кто-то успел оплатить наши услуги в эти первые два дня февраля, то сейчас на его лицевом счету имеется переплата в эти 50%, которая автоматически зачтется при оплате февральского платежа в начале марта. То есть мы свое обязательство перед всеми абонентами выполнили, несмотря на то, что компании это стоило порядка 5 млрд тенге. Но мы социально ответственная компания, мы просто не могли оставаться в стороне в той ситуации, которая в стране сложилась в январе: мы тогда обеспечили нашим клиентам и возможность звонков с фиксированных телефонов на мобильные номера без дополнительной оплаты, чтобы они могли поддерживать связь с родными и близкими в период действия ЧП. Вот точно также мы свои обязательства выполняем перед работниками – выполняем их полностью, поэтому просчитываем их досконально и скрупулезно прежде, чем озвучить.

— А как дела обстоят с «обратной связью»? Может быть, стоит сообщать коллективу о каких-то промежуточных стадиях решений, чтобы снять напряжение?

— О предварительных стадиях решения я лично сообщу коллективу 9 февраля, на традиционной интернет-конференции. Это об «обратной связи»: формат интернет-конференций для нашей компании традиционный уже несколько лет, со времен пандемии, в ходе интернет-конференции любой сотрудник любого филиала может поднять любой вопрос. Причем с другой стороны в этих интернет-конференциях обязательно участвую либо я лично, либо кто-то из других членов правления компании. Поэтому скажу так: переговоры с алматинскими работниками проведены, есть согласительная комиссия, по требованиям и предложениям сотрудников ведется работа. Это стандартная практика, у нас такие случаи были в Талдыкоргане, в Атырау, на юге были такие случаи трудовых споров – и мы всегда подобные ситуации решали спокойно и оперативно, то же самое будет и здесь. После того, как у нас будет конкретное решение, я лично встречусь с коллективом алматинского филиала – но на эту встречу мне нужно ехать с четким пониманием, что мы можем предложить. У нас нет и не может быть скороспелых решений вопросов, потому что мы не имеем право давать пустых обещаний, мы их должны выполнять.

— Вам не кажется странным, что обычный трудовой спор в компании получил такое широкое освещение как раз тогда, когда ведется полемика относительно реформирования фонда «Самрук-Казына» и его дочерних компаний, в число которых входит и «Казахтелеком»?

— Да нет, это вполне нормальное явление: сотрудники имеют полное право на адекватную материальную оценку их труда, общество имеет полное право знать, что происходит в публичной компании и как она различные внутренние противоречия разрешает. Трудовые споры были, есть и будут в любой стране и в любой компании, тут ведь важно другое – насколько компания готова к диалогу со своими сотрудниками и насколько эффективны те решения, которые она предлагает для разрешения этих споров. Мы сейчас в «Казахтелекоме» создаем такую систему, которая позволяла бы снять все вопросы о справедливости оплаты труда без трудовых споров: я говорю о системе грейдов, которая позволяет дифференцировать, нарастить оклад специалиста без его вертикального продвижения по карьерной лестнице в зависимости от его квалификации. То есть мы стимулируем наших сотрудников к более эффективной работе, к обучению, к наращиванию компетенций. За счет этого они на тех же технических должностях могут нарастить свой оклад почти в три раза, находясь на одной и той же должности. И получать иногда даже больше, чем их руководители…

— Вы серьезно? Есть такие случаи, когда подчиненные в «Казахтелекоме» получают больше своих начальников?

— Есть. Причем мне за примером далеко ходить не придется — у меня в центральном аппарате есть сотрудник, который получает больше, чем я, председатель правления. Просто потому, что его квалификация в рынке стоит гораздо дороже. Так вот, мы стремимся к тому, чтобы эта дифференциация вклада в успех компании, чтобы стремление наших сотрудников развиваться поощрялось материально чуть ли не в автоматическом режиме. Я абсолютно согласен с высказыванием президента нашей страны Касым-Жомарта Токаева относительно необходимости устранения диспропорций в доходах нацкомпаний, да и вообще субъектов любого бизнеса, и заработками сотрудников. Весь вопрос только в том, как это сделать, как выстроить справедливую, прозрачную, не вызывающую острых вопросов систему такого распределения: мы в «Казахтелекоме» ее начали выстраивать несколько лет назад, с согласия и одобрения нашего основного акционера, фонда «Самрук-Казына». Да, возможно в настоящее время она еще не идеальна, но она только выстраивается и понятно, что нужно время, чтобы ее отточить и довести если не до совершенства, то до какого-то приемлемого большинством уровня.

Это нормально, что сейчас поднимаются вопросы справедливости оплаты труда, мне кажется, что у каждого периода развития не только отдельной компании, но и всей страны есть своя амплитуда, сейчас эта амплитуда ушла в «социалку»: в необходимость погасить инфляционные ожидания населения, в необходимость роста его доходов. Понятно, что мы могли бы и дальше концентрироваться на чистом доходе, но в этом случае «социалка» нас все равно будет все время догонять. Поэтому мы сейчас активно прорабатываем вопросы увеличения заработной платы работникам массовых профессий, чтобы угнаться за реальными ценами, которые сейчас есть на рынке, и без трудовых споров, подобных алматинскому. Мы пытаемся создать систему, которая работала бы на упреждение этих трудовых споров, но, повторяюсь, на это тоже нужно время, в том числе и на то, чтобы сотрудники почувствовали повышение своего жизненного уровня. Разовое повышение заработной платы ведь всех их проблем не решит, мы же хотим дать им возможность зарабатывать больше постоянно за счет саморазвития.

И что очень важно, мы им эти возможности саморазвития предоставляем, у нас ежегодно от 2-х до 3 тысяч человек проходит обучение в различных образовательных учреждениях, при общей численности коллектива в примерно 22 тысячи человек. То есть ежегодно 10% сотрудников, в первую очередь – технари, имеют возможность повысить свою квалификацию, нарастить компетенции, а значит и повысить свою рыночную стоимость, что в системе грейдирования повышает их заработок. Вот с такой парадигмой повышения материального дохода я и сейчас могу выйти к коллективу, потому что она не только просчитана и утверждена, она уже работает в компании. И работает так, как мы и обещали.

Читайте вторую часть интервью с Куанышбеком Есекеевым завтра, 9 февраля, на Tengrinews.kz

По сообщению сайта Tengrinews