В 2021 году банковский сектор Казахстана лишился сразу четырех игроков и на 1 января 2022 года был представлен уже 22 БВУ, из которых 14 – банки с иностранным участием, сообщает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.
Самым громким событием прошлого года, безусловно, стало присоединение АТФБанка к First Heartland Jusan Bank: один из первых финансовых институтов независимого Казахстана — АТФБанк — покинул банковскую арену.
В первой половине 2021 года принудительно были ликвидированы два финансовых института — AsiaCredit Bank и Capital Bank Kazakhstan — по причине систематического нарушения пруденциальных нормативов и неисполнения обязательств по платежам и переводам перед клиентами. Разрешение на добровольную ликвидацию от Агентства по регулированию и развитию финансового рынка получил и дочерний банк Национального банка Пакистана в Казахстане. Данные события не могли не повлиять на ротацию внутри первой пятерки игроков, в которую вошел объединенный с АТФБанком Jusan Bank, занявший четвертую позицию по размеру активов.
И в целом положительно сказались на банковском секторе страны, считает управляющий директор Ranking.kz Седред Асретов. Об этом свидетельствует улучшение качества выданных кредитов, в том числе из-за ухода проблемных банков. Так, с начала года доля NPL90+ в ссудном портфеле банков сократилась с 6,85% до 3,87%, констатирует эксперт.
«В целом банковский сектор страны продемонстрировал устойчивость к кризисным явлениям, в то время как практически все секторы экономики оказались в сложной ситуации. Активы БВУ за год увеличились на ощутимые 17,8%, до 36,7 трлн тенге к 1 декабря 2021 года. Банки второго уровня имеют существенный запас высоколиквидных активов, составляющий порядка 12,3 трлн тенге или 33,4% от активов. Кроме того, банковский сектор имеет достаточный запас капитала. Коэффициент достаточности основного капитала (к1) — 20,02%, коэффициент достаточности собственного капитала (к2) — 24,33%, что в среднем по системе существенно превышает установленные законодательством нормативы», — приводит данные Седред Асретов.
Одновременно он обращает внимание, что в прошлом году кредитный рейтинг ни одного действующего казахстанского банка не был понижен. Напротив, у большинства БВУ он был повышен, а у остальных — подтвержден на прежнем уровне, поясняет управляющий директор Ranking.kz.
Во многом с его мнением согласен генеральный директор ТОО «DAMU Capital Management» Мурат Кастаев. Ко всему сказанному он дополнил, что в 2021 году активно продолжался тренд на формирование экосистем. «Размещение Kaspi на IPO в Лондоне стало бенчмарком оценки казахстанских банков, оживлением и подтверждением интереса инвесторов к нашей стране и пониманием для остальных БВУ, насколько большую премию инвесторы готовы платить за экосистему, а не за отдельный финансовый институт», — поясняет эксперт.
Он добавляет, что основные возможности для отечественных банков в прошлом году были сосредоточены в области цифровизации процессов – как внутренних, так и клиентских, и улучшении пользовательского опыта.
«У кого-то получилось лучше, у кого-то хуже, однако все игроки рынка ощутили, что конкурентные преимущества сосредоточены именно в технологическом направлении, поэтому основные инвестиции банков осуществлялись в эту сторону, и мы не видели заметного развития физической инфраструктуры, увеличения количества отделений банков или строительства новых головных офисов, крупных рекламных кампаний или ребрендингов. Все занимались IT и повышением внутренней эффективности. Существенных проблем у основных игроков рынка не наблюдалось, а испытывавшие проблемы мелкие банки наконец ушли с рынка, и сектор в целом за год стал здоровее и устойчивее», — говорит Мурат Кастаев.
По его словам, банки в последнее время усиленно развивали собственные мобильные приложения, фокусировались на формировании платежных платформ, объединяющих финансовые продукты, электронную коммерцию и платежи. Особенного прогресса в этом достигли Halyk, Forte, Сбербанк, Jusan, БЦК и Евразийский банк, уточняет глава DAMU Capital Management. Популярностью среди клиентов БВУ пользовались и безналичные платежи через QR, Apple Pay/Google Pay.
Плюс ко всему Мурат Кастаев полагает, что с повышением базовой ставки Национальным банком на протяжении 2021 года с 9% до 9,75% депозитные продукты банков должны были стать более привлекательными для населения и бизнеса.
Седред Асретов считает иначе. Он замечает, что несмотря на рост базовой ставки, средняя ставка по депозитам для физических лиц в банках наоборот снижается. По данным регулятора, с начала прошлого года ставки по розничным депозитам в национальной валюте сократились с 9,2% до 8,4%, а по депозитам для юридических лиц выросли незначительно — с 7,3% до 7,5%, ссылается на официальные источники глава Ranking.kz.
«Тем временем наблюдается следующая тенденция: кредиты стали еще дороже, а депозиты — дешевле. Средневзвешенные ставки по кредитам в тенге для физических лиц увеличились с 14,9% до 17,6%, для юридических лиц — с 11,4% до 11,9%», — комментирует он.
При этом оба эксперта убеждены, что в 2022 году казахстанские банки продолжат развивать свои экосистемы и диджитал-продукты.
«Однако вопрос в качестве предоставляемых онлайн-услуг и банковских продуктов — здесь по-прежнему есть явный лидер и догоняющие. В любом случае, от растущей конкуренции в онлайн-банкинге и развитии банковских технологий выигрывает конечный потребитель, то есть мы с вами», — отмечает Седред Асретов.
Касательно консолидаций и ликвидаций
банков в новом году, то, по его мнению, ликвидаций «в чистом виде» не предвидится. Однако нельзя
исключать возможности слияния определенных игроков.
«В 2022 году какие-то революционные продукты пока не просматриваются, серьезное изменение баланса сил между игроками рынка – тоже. Лишений лицензий мы не ожидаем, терпящих бедствие банков сейчас нет. Добровольные отказы от лицензии и уходы с рынка пока также не ожидаются. Что касается M&A активности, возможны 1-2 сделки, под вопросом бизнес HomeCredit Bank после смены акционеров в головной структуре, также намерения агрессивного роста демонстрирует Банк Фридом Финанс. Среди крупных игроков сделок M&A пока не ожидаем. Банки продолжат работу над укреплением своих балансов, и при условии отсутствия внешних или внутренних экономических шоков и потрясений доля проблемных кредитов будет продолжать снижение», — резюмирует генеральный директор DAMU Capital Management Мурат Кастаев.
Напомним, в конце октября 2021 года аналитики S&P Global Ratings, обновляя свои прогнозы, отметили, что в целом казахстанские банки справились с первыми последствиями пандемии лучше, чем ожидалось. Если ранее эксперты рейтингового агентства видели намечающуюся тенденцию для новых слияний и поглощений в секторе, то по их обновленным данным, в ближайшие 1-1,5 года этого ждать не стоит.
Положительным фактором в S&P Global Ratings признали намерение казахстанского финрегулятора перейти к более широкому применению инструментов риск-ориентированного надзора. По мнению международных аналитиков, такой подход должен решать проблемы сектора в превентивном порядке, что позволит сохранить устойчивость банков в перспективе.
Отметим, что Агентством по регулированию и развитию финансового рынка совместно с Национальным банком с начала 2021 года проводилась работа по формированию комплексной системы стресс-тестирования на базе наилучших международных практик. Предполагается, что надзорное стресс-тестирование как один из инструментов риск-ориентированного надзора позволит оценивать на регулярной основе достаточность капитала банков, с учетом возможных негативных сценариев развития экономики.
Подпишитесь на недельный обзор главных казахстанских и мировых событий
По сообщению сайта kapital.kz