Dolce & Gabbana осень-зима 2013-2014
В ночь с 6 на 7 января россияне отмечают один из главных праздников православной церкви — Рождество Христово. В этот день тысячи верующих по всей стране идут в храмы на богослужения. Женщины надевают платки и длинные юбки, а мужчины одеваются «прилично» и снимают головные уборы. На этом понятие «религиозной моды» для жителей нашей страны и заканчивается.
В России крайне трудно представить человека, который бы вышел на улицу с изображением лика Христа на футболке или Богоматери на куртке, с цитатами из Библии на кепке или Распятием в виде сережек, в силуэтах одежды, напоминающих облачение священника или рясу монаха. Однако на католическом Западе изображение сакральных символов и предметов культа на одежде — не редкость.
К числу первопроходцев в области сочетания религиозных символов и светской обстановки относят работы Коко Шанель начала XX века — ее черные платья и белые воротнички, как у монахинь, византийские мотивы, церковные драгоценности и ризы в фурнитуре и бижутерии. Ее соперница Эльза Скиапарелли не выпускала практически ни одной коллекции без использования пурпурного — цвета мантий католических патриархов. А Кристобаль Баленсиага создавал силуэты, схожие с одеяниями францисканских монахов. Иногда дизайнерам удавалось поймать баланс между дозволенным и модным, и они получали одобрение, в других случаях им приходилось уничтожать вещи из-за гнева верующих.
Balenciaga
Российские дизайнеры не вступали в сложные отношения с религией как до вступления в силу поправок в ст. 148 УК РФ об «оскорблении чувств верующих», так и до них. По мнению Ивана Давыдова, доцента кафедры философии религии и религиоведения философского факультета МГУ, в России изначально не сложился диалог религии и моды. Религиовед связывает это явление с тем, что мода как феномен культуры пришла к нам сравнительно поздно — в первой трети XIX столетия. В то время как в Европе она появилась на несколько веков раньше.
«В начале XIX века (и много позже) мода в России однозначно маркировалась как секулярное явление, сугубо светское, причем завозное из-за рубежа, — объясняет «Газете.Ru» Иван Давыдов. — Но сейчас стали заметны робкие попытки «конфессионализации» некоторых трендов в современной российской женской моде, здесь может быть назван питерский бренд «Православная мода Мария».
Если маленькие региональные бренды или марки, делающиеся руками одного человека и выставляющиеся, например, на «Ярмарке Мастеров», еще используют обмирщенные религиозные символы в отделке нарядов, то на Неделе моды Mercedes-Benz Fashion Week Russia или на показах высокой моды такое явление — крайне редкое. Разве что практически у каждого ювелирного бренда можно встретить крест.
Те, кто все-таки делает робкие попытки адаптировать символы веры для светской одежды, получают изрядную дозу критики. В особо резонансных случаях дело доходит до обращения в правоохранительные органы. Например, в 2015 году православные активисты обратились в Генпрокуратуру и попросили разобраться с производителями нижнего белья с изображением Иисуса Христа и креста. «Это недопустимые вещи. Здесь прямое оскорбительное для каждого христианина использование христианской символики», — комментировал ситуацию заместитель председателя Синодального отдела по взаимодействию Церкви и общества Русской православной церкви (РПЦ) священник Роман Богдасаров «Известиям».
В РПЦ осудили и Ксению Собчак, когда она примерила серьги с ликом Христа и головной убор с изображением двуглавого орла. Протоиерей Всеволод Чаплин тогда заявил, что перед иконами надо молиться, а не использовать их в качестве украшений.
Бывали в России и попытки подружить моду и религию. Модельер Вячеслав Зайцев во время речи на открытии конкурса «Православная культура в современной моде» в 2011 году выступил за то, чтобы одежда православных была более элегантной и гармоничной. «Она необязательно должна быть розовая, голубая или еще какая-нибудь — просто элегантный костюм, элегантное строгое платье... Обычно, когда приходишь в церковь и видишь платки — получается дисгармония жутчайшая», — приводила слова дизайнера «Российская Газета».
Однако попытки модельеров связать моду и религию не получают широкого одобрения. По мнению представителей Церкви, священные изображения в православии должны размещаться в «достойных местах», изготавливаться из долговременных материалов, чествоваться, а любое неблагочестивое и оскорбительное действие по отношению к изображению оскорбляет первообраз, то есть Христа, Богородицу, ангелов и святых, считают они.
Иеромонах Макарий Маркиш в разговоре с «Газетой.Ru» объясняет, что запрещать изображать религиозную символику и атрибутику на одежде церковь не может, однако богохульные изображения не приветствуются, а если это что-то нейтральное или благожелательное — церковь относится с пониманием.
«Мы живем в свободной стране, и каждый человек вправе носить ту одежду и иметь такой внешний вид, какой он желает, если это не противоречит законам. Исходя из этой логики, вопрос о религиозных символах снят», — говорит священник.
Согласовывать дизайн, включающий религиозные символы, модельерам не обязательно. По словам Макария Маркиша, если у дизайнера возникает такое желание, то он может прийти в частном порядке и побеседовать со священником, узнав его мнение, а брать его во внимание или нет — его выбор.
«Вдруг он решил иконографическое изображение поместить на штанах, — приводит пример иеромонах. — У нас это не очень принято и уместно, но дизайнер скажет, что все равно хочет. И мы на это можем только ответить: «Ну, твое дело».
В России, однако, иконы на штанах не воспроизводят. В Европе же дизайнеры модных домов любят обращаться к истории римско-католической церкви и рассказывать о ней в своих коллекциях. Как объясняет генеральный викарий Римско-католической архиепархии Божией Матери в Москве Кирилл Горбунов, на протяжении долгого времени религиозная одежда была эталоном стиля для верующих на Западе.
Ателье Ditta Annibale Gammarelli, традиционная мастерская по пошиву одежды для папы римского
«Это касается как роскошной богослужебной одежды, так и минималистичной монашеской одежды. Это было лучшее, что можно было себе представить, поэтому дизайнеры и сейчас обращаются к этим темам», — говорит Кирилл Горбунов «Газете.Ru».
Официальной позиции римско-католической церкви по вопросу использования религиозной символики на одежде нет. Но как признается Кирилл Горбунов, служители радуются, когда видят «удачное с точки зрения вкуса сочетание религиозной символики и светской одежды».
Особенно часто к религиозной символике обращаются дизайнеры из Италии и Франции. Одни заимствуют идеи, предлагая напрямую обращаться к христианским мотивам. Так, Dolce & Gabbana вдохновились золотой мозаикой одного из главных сицилийских соборов в коллекции «Осень-зима 2013-2014», Gucci вывели на подиум в сезоне «Осень-зима 2018-2019» моделей с отрубленным головами в дань памяти святого Кефалофора, которого умертвили подобным способом, вышивка в виде католических крестов регулярно встречается на показах Versace.
Dolce&Gabbana, Guo Pei, Gucci
Остальные модные дома предлагают обратиться к «религиозному стилю» через ношение одеяний свободного кроя, скрывающих силуэт. Такой прием использовал дизайнер из глубоко религиозной семьи Рикардо Тиши во время работы в Givenchy, похожие на женское религиозное облачение платья с кейпами часто выпускает Valentino, а в 2011 году Джорджо Армани обошел всех и придумал дизайн облачения сицилийского епископа Доменико Могаверо. Кстати, в 2021 году в Бельгии состоялся «модный показ» епископских облачений. На подиуме в кафедральном соборе города Турне представили одежду католических священников разных времен. В роли моделей выступали добровольцы.
«У Римско-католической церкви опыт творческого взаимодействия с домами высокой моды, в первую очередь Франции и Италии, намного богаче и разнообразнее, нежели у других христианских церквей. Наверное, можно констатировать, что православные церкви относятся более осторожно к секулярным тенденциям. И их можно понять», — считает религиовед Иван Давыдов.
Итальянцы и французы — это те люди, которые действительно очень хорошо знакомы с церковной культурой, и с раннего детства воспитывались на этих образах, соглашается священник Кирилл Горбунов. «Я думаю, что у нас в стране, где на протяжении большей части XX века все эти образы были просто скрыты от людей за исключением небольшой части населения, люди просто не мыслят этими категориями. Можно сказать, что в России более строгое отношение к этому с точки зрения церкви», — говорит он.
По сообщению сайта Газета.ru