В «Кумтор Голд Компани», которая с середины мая находится под внешним управлением кыргызских властей, заявили, что изменили стратегию развития и постепенно намерены перейти на подземную добычу рудника Кумтор. Об этом сообщили в пресс-службе компании 27 декабря.
В «Кумторе» подчеркнули, что подземная добыча золотосодержащей руды — «более экологичный и экономически выгодный способ» добычи, чем открытая, как сейчас.
В компании сообщили, что с 2008 по 2012 год на «Кумторе» начал реализовываться проект подземной добычи руды, но Centerra Gold Inc. отказалась от этих планов. При этом на проект тогда потратили $180 млн.
«Во время управления Centerra разработка рудника велась открытым способом. В итоге для добычи 1 тонны золотосодержащей руды приходится попутно извлекать от 41 до 60 тонн пустой породы. По данному показателю КГК находится на 1-м месте в мире среди горнорудных компаний. Обычный среднемировой показатель коэффициента вскрыши колеблется от 2-х до 7-ми тонн пустой породы на 1 тонну руды», — отметили в «Кумторе».
В компании привели в пример месторождения Озгут в Турции и Маунт Миллиган в Канаде — оба рудника эксплуатирует Centerra. По данным «Кумтора», для добычи 1 тонны золотосодержащей руды в Озгуте приходится попутно извлекать 2 тонны пустой породы, а в Маунт Миллиган — 1 тонну.
«Экологические требования в Канаде и Турции не позволяют горнорудным компаниям хищническую добычу полезных ископаемых на своих территориях», — подчеркнули в «Кумторе».
В компании заявляют, что если перейти на подземную разработку, то для добычи 1 тонны золотосодержащей руды будет извлекаться 2 или 3 тонны пустой породы.
Кроме того, по данным компании, в подземных рудах месторождения Кумтор «более 5 граммов на тонну, то есть почти в два раза выше, чем при добыче открытым способом». При этом в «Кумторе» подчеркнули, что наладить подземную добычу будет дороже, чем ту, которая действует сейчас. Зато потом себестоимость добычи руды будет ниже, чем сейчас.
«Для осуществления проекта по подземной добыче золотосодержащей руды, в КГК создан новый проектный отдел. В настоящее время продолжается его формирование высококлассными иностранными и местными специалистами», — сообщили в компании.
О том, что Кумтор будет постепенно переходить к подземной добыче на руднике, говорил внешний управляющий компании Тенгиз Болтурук еще в мае этого года. Но он отмечал, что при таком способе объёмы добычи золота упадут.
«В будущем перейдем на подземную добычу, есть технология, когда пустая порода из такой добычи будет закладываться снова под землю. Эту технологию мы хотим внедрить», — сказал он уже 21 июня.
В видеорепортаже «5 канала» от 27 июня 2015 года, который опубликован на сайте «Кумтор Голд Компани», говорится, что подземная добыча на руднике экономически невыгодна.
«[На руднике] Кумтор сейчас применяется открытый или поверхностный вид добычи. Он подразумевает извлечение полезных ископаемых с самой поверхности земли. Разумеется, эта система разработки более простая, безопасная и менее затратная», — говорилось в сюжете.
Тогда начальник технической инспекции труда профсоюзов Кыргызстана Догдурбай Тыныбеков отмечал, что подземная добыча очень трудна. Например, каждому работнику должен доставляться воздух, а приток воды в подземные шахты больше, чем при открытой разработке. По его словам, также подземная разработка будет влиять на таяние ближайших ледников.
В том же 2015 году глава госагентства по геологии и минеральным ресурсам Дуйшенбек Зилалиев на заседании парламента отмечал, что подземная разработка Кумтора возможна, но в ней нет смысла.
По его словам, при таком способе добычи повышается себестоимость обработки руды и извлечения золота.
«Разработчики проводили исследование, пробовали разработать одну шахту. С каждого метра надо было вывести 40 кубов земли. Из-за варварских взрывов земля стала рыхлой. Проход одного метра обходится в астрономическую сумму. Разработчики пришли к выводу, что этот вариант нерентабелен. В случае подземного способа добыча золота уменьшится, производственная безопасность будет ниже, повысятся риски […] При подземной добыче нужно рыть чашу, в итоге ледник Давыдова упадет в карьер. Будет прервана подземная разработка», — цитирует Knews.kg слова Зилалиева.
Centerra Gold Inc. через свою «дочку» «Кумтор Голд Компани» разрабатывало рудник Кумтор — крупнейшее в Центральной Азии высокогорное золоторудное месторождение. Кыргызстан владеет более 26% акций Centerra и является крупнейшим держателем акций компании.
17 мая в КГК ввели внешнее управление и назначили управляющим Тенгиза Болтурука. В ответ канадская компания заявила, что правительство Кыргызстана нарушило взятые ранее на себя обязательства, «фактически захватило контроль над рудником» и подала в суд на Болтурука.
Одной из главных претензий к канадской компании со стороны кыргызских властей является вред экологии. Так, в начале мая этого года
Октябрьский райсуд Бишкека постановил взыскать с «Кумтор Голд Компани» 261,7 млрд сомов или $3 млрд в пользу государства. Суд признал компанию виновной в незаконном складировании отходов на ледниках Давыдова и Лысый при разработке месторождения Кумтор.
Уже 12 июня госкомиссия по изучению деятельности КГК подвела предварительные итоги своей работы. Тогда члены комиссии предложили взыскать с компании 459 млрд сомов или $4 млрд 252 млн с учетом тех средств, которые уже потребовал суд.
В ответ на действия кыргызских властей Centerra инициировала обязательное арбитражное разбирательство против правительства Кыргызстана. В компании считают, что действия властей нарушают подписанные договоры между сторонами и намерены защищать свои права.
Между кыргызской стороной и Centerra идут ещё несколько судебных тяжб. Кроме того, стороны ведут переговоры, но неизвестно на какой они стадии и какие договоренности достигнуты.
Читать по теме: «Кумтор»: Начался второй раунд переговоров между Кыргызстаном и Centerra
По сообщению сайта Новости Кыргызстана