«Большая потеря». Казахстанские режиссеры о смерти своего учителя Сергея Соловьева 14 декабря 2021, 20:01

Дата: 14 декабря 2021 в 20:13 Категория: Новости культуры


Его называют отцом новой волны казахского кино. В начале 80-х Сергей Соловьев провел конкурс среди талантливых ребят из Казахстана на возможность обучиться кинематографическому искусству в московском ВГИКе. Среди тех, кто тогда прошел отбор, почти все стали известными режиссерами. Воспоминаниями о наставнике  с корреспондентом Tengrinews.kz поделились Сабит Курманбеков, Абай Карпыков и Амир Каракулов.

Большая часть жизни Сергея Соловьева связана с казахстанским кино и Казахстаном. А началось все в 1984 году после знакомства с поэтом Олжасом Сулейменовым в Алматы. В то время Олжас Омарович занимал должность председателя Госкино Казахской ССР. В связи с дефицитом кадров им пришла идея провести конкурс талантов в Казахстане на возможность обучаться во ВГИКе. 

Один из тех, кто пришел на конкурс, был художник и режиссер Сабит Курманбеков. Тогда ему было 24 года, он работал художником в Талдыкоргане. Сначала парень прошел отбор в Талдыкоргане. А затем поехал на встречу с Сергеем Соловьевым в Алма-Ату. 

«Он сам принимал. Я показал ему свои комиксы, в те времена они были запрещены в СССР, думал, будет критиковать. А он говорит: «Ты сам нарисовал? Тему сам сочинил?» Я ответил, что да. «А для кого?» Я говорю, племянникам, сестренкам, братишкам. Он сказал, ты очень кинематографично раскадрировал, а я не знал, что такое раскадровка. Просто мне нравились комиксы, они в советские времена тайно приходили из Чехословакии, и я этим увлекся. Благодаря комиксам попал в мастерскую. Познакомился с Рашидом Нугмановым, Абаем Карпыковым, и все поехали поступать в Москву. Я и Мурат Мусин поступили на художественный факультет, Мурат Нугманов, Игорь Старцев — на операторский, Серик Апрымов, Абай Карпыков, Рашид Нугманов, Ардак Амиркулов, Дарежан Омирбаев — на режиссерский», — рассказал он. 

Сабит Курманбеков вспоминает, что три раза в неделю его группа ходила на кинематографические уроки Сергея Соловьева.

«Я запомнил одну историю: мы изображали постановку, полную пантомимы. И получили втык от Сергея Александровича. Почему втык? Потому что он сказал: «Вы что показали? Вы что, театр мимов? Кино — это реальный мир, это не пантомима, если ты кушаешь, то кушаешь ложкой». И вот с этого первого шага мы поняли, что такое кино. Первый прорыв сделал Рашид, он сделал постановку про бомжа, мы ему помогали. С Рашидом мы во дворе собрали весь мусор, листья, принесли в мастерскую и свалили в углу. Напротив в мастерской Игоря Таланкина учились Федя Бондарчук, Ваня Охлыбыстин, они у нас играли, мы — у них. Мы сделали этот хлам, один из нас залез в эту кучу, листья зашевелились, и оттуда выходит бомж, копается, что-то кушает, находит обрывок письма и плачет. И тогда Соловьев сказал: «Вот, в это я верю. Это настоящий хлам, настоящий мусор, листья. Это правильно. Вот так надо создавать кино», — рассказал Сабит Курманбеков. 

Сабит Курманбеков также добавил, что для таких постановок готовил казахские национальные блюда, для того чтобы показать всю атмосферу аула. Это помогало воссоздать реальность, о которой часто напоминал им Сергей Соловьев.

«Главный урок, которому меня научил Соловьев, что нужно говорить о человечности. Человек должен быть духовным. Надо уметь копаться в его душе. Показать человека души, а не мышечную массу. Вот это важнее. И второе, он учил реализму, через художественный язык, через реальный мир можно показать любой сложности произведения, не уходя в «самотворчество». Вот это самое главное. Не заниматься самодурством. Это он не любил.

Я помню его слова, когда мы заканчивали второй семестр: «Большая удача будет, если хотя бы один из вас станет хорошим режиссером». Но из всех, кто там был, почти все стали режиссерами. Это был прорыв. А без учителя не было бы прорыва. Конец 80-х, свобода, период самовыражения, мы попали как раз в эту колею, он точно угадал. И он очень радовался, мы видели, как его глаза загорались, когда он увидел реальный мир Рашида, Абая, Дарежана», — добавил Сабит Курманбеков.  

«Он был нашим мастером», — с этих слов начал разговор режиссер Абай Карпыков. По его словам, Сергея Соловьева можно назвать отцом новой волны казахстанской режиссуры.

«Он был нашим мастером, человеком, который дает не только умения, профессиональные навыки, в режиссуре в данном случае, но и четкий ориентир для человека, который хочет что-то сделать в режиссуре. Его внутреннее состояние большой силы и энергии передавалось его ученикам. 

Он был веселый, жизнерадостный, фонтанировал идеями, юмором, замыслами. 

Я опечален, что это произошло. Это всегда происходит неожиданно, но это заставляет думать людей о чем-то большом. Это большая потеря для кинематографа и для всех учеников», — сказал Карпыков.  

Режиссер фильм «Фара» рассказывает, что уже после обучения во ВГИКе Сергей Соловьев продолжал поддерживать своих учеников. 

«У каждого из нас была своя индивидуальная дорога, и эта дорога контролировалась им. Его контроль предполагал помощь нам, идеологическую, профессиональную помощь уже на «Казахфильме». Он мой учитель, мой мастер, который много сделал для всех своих учеников, и это, конечно, и есть вклад в новую волну и кинематограф», — заключил Карпыков. 


Сценарист, режиссер и продюсер Амир Каракулов с 1984 по 1987 год учился в мастерской Сергея Соловьева на режиссерском факультете ВГИКа.   

«Можно говорить много, он был выдающимся человеком, я обязан ему, потому что он открыл мне дорогу в эту жизнь. По-настоящему он второй после отца, который повлиял на мою жизнь. Это был самый веселый человек, которого я видел. Я помню, что в мастерской мы постоянно смеялись над его шутками. Однажды он рассказывал какую-то смешную историю, и в какой-то момент я просто упал на пол от смеха, умолял его остановиться, а он продолжал. Я думал, что просто умру от смеха. Пополз к двери, помню доски пола до сих пор, выполз в коридор и там лежал несколько минут. Вот, представляете, какие были уроки? Это удивительный человек. Он сделал огромное дело для казахстанского кино. Пусть земля ему будет пухом», — поделился Амир Каракулов. 

Одна из самых известных картин Сергея Соловьева — это «Асса». Амир Каракулов принимал участие в съемках этого фильма. 

«Это было точное попадание. Потому что наше общество хотело перемен. О чем говорила и песня, которую пел Виктор Цой в конце фильма. Мы же все были там, в массовке. Я помню этот момент, когда Виктор Цой пел песню с гвоздиками, мы даже помогали ему пришивать эти гвоздики, я тогда, честное слово, ничего не понимал. Но теперь много лет спустя я понимаю, что в нем было что-то пророческое, что он глубоко чувствовал время, это точно.

Мне не верится, что он ушел. Не могу это принять», — заключил он. 

Напомним, Сергей Соловьев умер на 77-м году жизни. Причиной смерти кинорежиссера стала острая сердечная недостаточность.

Подпишись на наши новости в Instagram. Самые интересные видео, а также сотни комментариев казахстанцев в твоей ленте!

У Tengrinews.kz есть Telegram-канал. Это быстрый и удобный способ получать самые главные новости прямо на твой телефон.

По сообщению сайта Tengrinews