Сектор финансовых услуг преодолевает экономические потрясения, вызванные пандемией COVID-19, лучше, чем ожидалось. Однако сейчас банки быстро делятся на «мегазвездных» лидеров и «унылых» аутсайдеров, которые оцениваются аналогично энергетическим компаниям. Слабые игроки еще могут наверстать упущенное, но времени на это остается немного. Новый анализ данных о развитии событий после прежних кризисов показывает, что две трети стоимости, обеспечиваемой в рамках всего цикла восстановления экономики, создается в первые два года после кризиса.
В одиннадцатом выпуске «Ежегодного обзора ситуации в мировом банковском секторе» McKinsey эксперты рассматривают, как банки пережили бурю 2020 года, факторы, которые будут влиять на их экономическое положение в ближайшие годы (регион деятельности, клиентская база, размер и бизнес-модель), а также анализируют причины, по которым одна категория банков поднимается выше других.
Основные выводы отчета за 2021 год:
● Акции участников рынка финансовых услуг в целом (включая банки, финтех-компании и специализированные фирмы) сегодня торгуются с коэффициентом 1,3 к балансовой стоимости собственного капитала. Это гораздо ниже показателя для других секторов, который находится на уровне 3. Если же взять только банки, то их оценочные коэффициенты снизятся до 1, причем бумаги половины игроков фактически торгуются ниже стоимости собственного капитала.
● А тем временем на долю специализированных платежных сервисов, бирж и некоторых брокерских фирм пришлось более 50% из тех 1,9 трлн долларов, на которые увеличилась рыночная капитализация сектора.
● Разрыв между игроками проявляется, например, в том, что из 599 финансовых учреждений, деятельность которых мы проанализировали, лишь 65 сумели обеспечить себе максимальную выгоду во всех отношениях.
Наш анализ показывает, что этот разрыв обусловливают четыре основных фактора. Первые три – регион деятельности, размер и приоритетные сегменты – банкам изменить трудно. А вот четвертый фактор – бизнес-модель – они вполне способны скорректировать. При этом в ходе проведенного McKinsey исследования выяснилось, что поставщики специализированных услуг, которые не требуют значительных вложений и обеспечивают стабильный доход, добились процветания.
Слабые игроки еще могут наверстать упущенное, но времени на это остается немного. Ведь анализ McKinsey показывает, что две трети стоимости, обеспечиваемой в рамках всего цикла восстановления экономики (отношение оценочной стоимости к рыночной капитализации), создается в первые два года после кризиса.
● К 2025 году мировой банковский сектор должен восстановиться до уровня, при котором ROE составит от 7 до 12%.
● Зачастую банки не в силах изменить регионы своей деятельности, свои размеры или приоритетные сегменты, но используемые ими бизнес-модели вполне им подконтрольны. Однако многие традиционные банки предпочитают стандартизированную бизнес-модель, которая приносит доход на основе балансовых операций.
В целом финтех-компании и поставщики специализированных финансовых услуг – будь то обработка платежей, потребительское кредитование или управление частным капиталом – демонстрируют более высокие оценочные коэффициенты, чем большинство мировых универсальных банков. Некоторые финтех-компании проходят путь от предварительного замысла до миллиардной оценки буквально за несколько лет. Впрочем, и среди банков есть игроки, выделяющиеся из общей массы. Наш анализ деятельности наиболее эффективных финансовых учреждений указывает на три общих элемента, которые формируют бизнес-модель, ориентированную на будущее.
1. Активное повседневное взаимодействие с клиентами в ходе оказания им цифровых финансовых услуг.
2. Эффективная экономическая модель, способствующая росту за рамками балансовых операций.
3. Постоянное внедрение инноваций и быстрый вывод продуктов на рынок за счет эффективного использования технологий и кадровых ресурсов.
В заключительной части отчета представлен ряд вопросов, которые должны задать себе сегодняшние руководители банков. Ведь успешные игроки обязательно примут меры для решения следующих задач:
❖ привлечение инвесторов с помощью экономической модели, которая не требует значительных вложений и прежде всего ориентирована на рост;
❖ переход на цифровые технологии, обеспечивающие уникальный персонализированный клиентский опыт;
❖ осуществление инвестиций – как в рамках органического роста, так и путем приобретения активов или формирования партнерств – и привлечение лучших специалистов.
Следующие несколько лет станут решающими для любого банка, который стремится оказаться по правильную сторону разрыва, описанного в отчете за текущий год. Таким образом, выжидать не просто бессмысленно – история показывает, что тем организациям, которые принимают решительные меры для обеспечения роста в первые годы после кризиса, обычно удается сохранить достигнутые преимущества в долгосрочной перспективе.
Подпишитесь на недельный обзор главных казахстанских и мировых событий
По сообщению сайта kapital.kz