Проект «Предчувствие» в Караганде: красное и черное

Дата: 29 ноября 2021 в 13:15


Уже позади – беседа об искусстве Оксаны Суворкиной, выставка Любови Гуменюк. В мастерской Юлии Ляндаевой – огромное полотно на полу: фигура человека на красном фоне, по которому ходят гости выставки. Кто нас уничтожает, доводит до предела, до точки невозврата? Мы сами. На обеденном столе – броши на тарелках вместо еды, но здесь есть и элемент интерактива. Что зритель будет делать, сев за стол? О чем задумается? Расшифровка: все в руках человеку, он – не инертен, ему нужно брать на себя ответственность за свои поступки. 

На одной из стен мастерской – картина Юлии «Час быка», вдохновленная одноименной книгой советского фантаста и ученого Ивана Ефремова. С этим автором художница знакома давно, но с книгой познакомилась недавно и, как говорит, вовремя: ей откликнулись многие мысли из книги, а цитаты отсюда тоже стали частью выставки. Картина же изображает контрастные натуры в одном человеке, почти как у Двуликого Януса, и говорит о ежедневной борьбе темной и светлой стороны – кто победит?

На противоположной стене – панно «Молчащий», тоже принадлежащее авторству Юлии. Его герой, может, и молчит, но его зрачки – это замочные скважины, а рот похож ключ. Но он старается быть, что называется, удобным – и выполнен не в красно-черных тонах, а в розово-голубых.

— Меня давно волновало собственная тема, которую вкладываю в само слово «предчувствие», — поясняет художница. – Так сложилось, что в одной из бесед после выставки с друзьями мы пришли к тому, что в Караганде важно и нужно делать что-то интересное и значимое. От теории мы перешли к делу: каждая участница проекта работала с темой предчувствия, вкладывая в это понятие свои переживания. Ограничений не было – ни по форматам, ни по направлениям. Мы надеемся, что наш проект подтолкнет и других талантливых людей Караганды к действию – а им, уверены, будет, чем поделиться.

Юлия коснулась в своей выставке темы войны, а экспозиция выполнена в черно-красно-белых тонах. Эти цвета и ранее присутствовали в ее коллекциях аксессуаров – художница создает серьги, подвески и панно.

— Белый, красный и черный – одни из моих любимых, они же одни из самых ярких и контрастных, — делится Юлия. – Меня вдохновляет и волнует то, что происходит вокруг, в мире, и хочется рассказать об этом на языке искусства. Если обычно я это делаю через коллекции аксессуаров, в этот раз захотелось выйти за рамки, расширить способы передачи информации. Поэтому на выставке – фото, аксессуары, картины, панно, видео-арт, эскизы и мои собственные стихи. Тема войны тоже одна из тех, что беспокоят меня, и хочется привлечь к ней внимание: сейчас обостряются недовольства устройством мира – все как будто наэлектризованы, нарастают конфликты между странами, но вместе с тем, выставку не стоит рассматривать как высказывание-приговор. Мне кажется, люди в массе своей стали достаточно легко относиться к трагедиям – дескать, если меня не касается, значит, до меня не дойдет. Но опасаться этого стоит, стоит помнить и говорить об этом. Особенно важно, чтобы об этом думала и помнила молодежь – все-таки, за ней будущее, и возможно, молодые найдут решение проблемы, выход из ситуации и поменяют мир и систему.

Юлия Ляндаева успела побывать и на беседе Оксаны Суворкиной: коллега, говорит художница, поделилась своим видением и темой предчувствия в литературе разного времени, начав с самого определения этого слова из разных словарей. Рассказала Оксана и о своих любимых книгах, где тоже говорится о предчувствиях, а после ее выступления состоялось небольшое обсуждение со зрителями.

Руководитель центра урбанистики Чингиз Касимов тоже частый гость на культурных событиях Караганды. Молодой человек поделился впечатлениями о выставке Любови Гуменюк.

— На выставке Любы, как мне показалось, произошло столкновение двух миров – помимо нее самой автором выставки стал и молодой карагандинский художник Иван Линд. Он привел за собой молодых людей – ярких, необычных, и, видя это, понимаешь, что город живет. Мы всегда на Караганду, как правило, машем рукой: мол, у нас ничего не происходит. Происходит! – уверен Чингиз. — И когда тебе показывают твой город, который знаешь очень хорошо, с другого ракурса, непривычного – такое бесследно не проходит. Сначала привыкаешь к новой подаче, а потом обнаруживаешь себя вовлеченным в нее. У Вани все тоже было выполнено в ярких тонах, где-то с помощью подобия паутин, образов людей в пакетах, которые, возможно, потерялись, пропали или во вредных привычках, или запутались в своих чувствах.

— Выставка была сродни манифесту, сотворенному на интуиции, — добавила директор детской школы кино и телевидения «KIDS TV» Мария Сигал. – Иван Линд ранее нигде не выставлял свои работы, а Люба взяла его в свой проект. Сейчас андеграунд-культура Караганды выходит в свет, и когда после одной из выставок Люба Гуменюк познакомилась с Ваней, то поняла, что творчество этого человека – ее предчувствие, он – та часть культуры города, о которой еще не знают, но она прорывается сродни зелени из-под асфальта. Отзывы о выставке были очень разные, а ее атмосферу создали не только визуально, но и музыкально: выставка сопровождалась композициями в стиле техно.

Сегодня, 29 ноября, в течение дня Лариса Карчевская представляет свой проект по урбан-арту в галерее «Алтын Гасыр» по улице Комиссарова, 35а. Зрители смогут наблюдать проект карагандинки со стороны улицы, в окнах галереи. Работы пробудут на этом месте в течение трех дней, а вход на все мероприятия проекта «Предчувствие» — свободный. 

По сообщению сайта EKaraganda.kz