Европу может накрыть новый миграционный кризис

Дата: 14 мая 2021 в 00:26

Более 2000 человек достигли южного итальянского острова Лампедуза на лодках всего за шесть последних дней, сообщает ВВС. Теплая погода способствует прибытию в Европу новой волны мигрантов. В основном это выходцы из Ливии, уточняет издание.

«В этом году до берегов Италии уже добрались почти 13 тыс. человек, что в три раза больше, чем за аналогичный период 2020 года», — отмечается в статье.

Итальянское правительство в очередной раз бьет тревогу, призывая своих партнеров по ЕС к солидарности, а министр внутренних дел требует провести «структурные изменения» в управлении мигрантами внутри евроблока. «Пока это все остается без внимания. Более того, Австрия, например, уже исключила возможность приема мигрантов, недавно прибывших с Лампедузы, — отмечает ВВС.

Беженцы живут в лагере под охраной полиции. Большинство из прибывших ходят босиком и используют все, что могут найти, чтобы укрыться от солнца. Лагерь рассчитан всего на 300 человек.

Хидая Ахмед из Нигерии рассказала, что заплатила контрабандистам 8000 ливийских динаров ($1800) за трехдневный переход на Лампедузу на лодке.

Другая женщина — Шантлин из Камеруна — говорит, что не собиралась покидать Ливию, где у нее был ресторан, но грабители пришли к ней домой, обокрали и изнасиловали, ранили в руку. «Пусть говорят, что я попала сюда незаконным путем. Но если они спросят меня и услышат мою историю, они поймут мою боль».

Лампедузу называют «воротами в Европу», Население острова, насчитывающее около шести тысяч человек, сначала терпеливо принимало беженцев. Теперь отношение к ним изменилось.

В разгар миграционного кризиса в ЕС в 2015 году на берег этого итальянского острова высадилось около 20 тыс. человек.

«Когда буксир привозит еще одну группу мигрантов, поднятых поблизости, представитель местной власти Атиллио Люсия, выкрикивает оскорбления и ругательства. «Я хочу, чтобы лагерь мигрантов был немедленно закрыт и была введена военно-морская блокада, чтобы они не могли получить доступ к острову», — цитирует издание местного жителя.

По данным итальянской разведки, 50-70 тыс. человек могут находиться на берегах Ливии в ожидании аналогичного «путешествия».

Рекорд 2015 года по наплыву мигрантов в Италию и в целом в ЕС может быть побит в этом году, не исключает BBC.

Европа приняла «Новый пакт о миграции и убежище» (New Pact on Migration and Asylum) в сентябре 2020 года. В соответствии с пактом, страны, принимающие мигрантов по определенной квоте, получают дотации из общеевропейского бюджета. Были усилены морские и сухопутные границы. Ряд европейских стран под разными предлогами отказываются следовать этому механизму. А Великобритания даже использовала проблему мигрантов как один из весомых поводов для выхода из ЕС.

По данным ООН (2019 год) в мире было 26 млн беженцев.

В 2019 году, по данным Еврокомиссии, на европейском рынке труда было занято 8,8 млн граждан, не являющихся гражданами ЕС.

За этот период в ЕС прибыло 2,2 млн мигрантов. Данные за 2020 год пока не обнародованы. Всего в Евросоюзе проживает почти 450 млн человек.

«Ситуация с миграцией в Европе выглядит сегодня даже более критично, чем 5-6 лет назад. Это результат нарастания кризиса в странах африканского и азиатского континентов. Ограничения передвижения, введенные странами ЕС в связи с пандемией, могут затормозить очередную волну миграции, но не перекрыть ее», — заявил член комитета Госдумы РФ по международным делам Сергей Железняк.

Депутат считает, что введенная ранее система мер с обязательными квотами для стран-членов ЕС по приему беженцев не сработала.

Европа слишком долго тянула с подготовкой системного общеевропейского подхода к проблеме мигрантов и это негативно отражается на ее решении, считает научный сотрудник департамента международных отношений НИУ ВШЭ Георгий Кутырев.

«Долгое время страны-члены ЕС считали это направление нежелательным, поскольку политика миграции — классическая область, относящаяся к компетенциям национального суверенитета. Общеевропейская миграционная политика означает денационализацию, передачу части суверенитета в наднациональные органы Евросоюза. Не все страны готовы на это пойти», — говорит Кутырев.

Снижают эффективность единой миграционной политики и желание самих мигрантов любой ценой оказаться в привлекательных для них странах. Это Германия, Швеция, Великобритания, Нидерланды, Бельгия, Франция. В данных государствах скапливается в итоге большая часть беженцев. «В тоже время есть категория транзитных стран, как на территории ЕС, так и за его пределами. В их числе Италия, Венгрия, Греция, Болгария, Сербия, Македония, Турция. Правительства этих стран пытаются сдержать поток мигрантов и развернуть его в обратном направлении, но на это требуются дополнительные средства», — говорит Кутырев, добавляя, что Еврокомиссии сложно сбалансировать интересы разных стран ЕС.

Хотя бы частично проблему избыточного наплыва мигрантов можно решить за счет ужесточения фильтрации, отмечает преподаватель Института мировой экономики и бизнеса РУДН Равиль Асмятуллин. Необходимо четко отделить беженцев, пострадавших на родине от войны и насилия, жертв тоталитарных режимов от трудовых мигрантов, ищущих лучшей доли. «Эта непростая проблема, поскольку мигранты прибывают в ЕС часто без документов и трудно даже определить, из какой они страны», — говорит он.

При этом европейская бюрократия нередко тоже извлекает выгоду из этой проблемы. «Европа с ее высоким уровнем толерантности и социальных гарантий тем не менее берет к себе под видом беженцев, вынужденных покинуть родину по форс-мажорным обстоятельствам, самых обыкновенных трудовых мигрантов. Правда, потом некоторые из них, если не многие, живут на пособия и не планируют работать», — заметил Асмятуллин.

Он напоминает, что высылка беженцев противоречит нескольким правовым актам, действующим в ЕС и защищающим права граждан на свободу передвижения. «Поэтому рассчитывать на кардинальные изменения проблемы мигрантов в ближайшее время не приходится», — уверен эксперт.

«Остановить полностью беженцев из Африки и Азии Европе не удастся ни собственными силами, ни даже с помощью участия институтов ООН», — согласен депутат Железняк.

Кутырев из НИУ ВШЭ говорит, что практических решений данной проблемы не существует, проблема миграции для ЕС – хроническая. Ее нельзя окончательно решить.

Однако ЕС будет вынужден искать пути решения, поскольку от этого во многом зависит успешность дальнейшего функционирования общеевропейского дома. «Да, возможно, мы увидим новый рекорд по притоку мигрантов в Европу», — не исключает Кутырев из НИУ ВШЭ.

Выбор невелик, считают эксперты. Либо Европу и еще ряд стран, в которых наступила «демографическая осень» (когда количество пожилых и детей одинаково и неизменно), смоет молодой волной из Африки. «Либо Европе нужно будет провести реальную интеграцию мигрантов в свою среду, так чтобы они могли принимать европейскую идентичность и даже ассимилироваться», — добавляет Кутырев.

По сообщению сайта Газета.ru