Популярные темы

Обратно в 2008. Кыргызстан зимой ждут веерные отключения и холодные ночи без света?

Дата: 10 октября 2022 в 12:14


Обратно в 2008. Кыргызстан зимой ждут веерные отключения и холодные ночи без света?
Стоковые изображения от Depositphotos

Tazabek — Кыргызстан годами стремится к энергетической независимости от соседей. Каждый президент, еще не заняв свое кресло, обещает, что наступят времена, когда электричество импортировать не придется, а про веерные отключения можно будет забыть.

В декабре 2001 года бывший в то время премьер-министром КР Курманбек Бакиев заявлял: «Кыргызстан может обеспечить свою энергетическую независимость». Он и не подозревал, что спустя почти десять лет, когда он уже осядет в кресле президента, его свергнут, а основным предлогом станут как раз проблемы с электричеством.

Преемники Бакиева тоже старались решить старую проблему, но к 2022 году зависимость от импорта электроэнергии из других стран достигла наибольших показателей за всю историю Кыргызстана. Пророчества экс-президента 2001 года не сбылись, а ситуация сложилась с точностью да наоборот. По прогнозам Минэнерго, в 2022 году Кыргызстан столкнется с крупнейшим дефицитом электроэнергии за всю историю. Покрывать его придется за счет импорта.

Почему пророчество не сбылось

Под конец 2022 года Кыргызстан может столкнуться с нехваткой электричества и веерными отключениями, как во времена Бакиева. Стране нужно 16,1 млрд киловатт-часов электричества. Из них Кыргызстан самостоятельно может произвести 13,4 млрд кВт·ч. Остальные 2,7 млрд кВт·ч государство вынуждено импортировать.

Ситуация в большей степени сложилась из-за того, что за годы независимости в стране так и не смогли ввести в эксплуатацию ни одного по-настоящему стоящего энергообъекта. Построили только ГЭС Камбар-Ата-2, на которой установили турбину мощностью 120 МВт. Позже решили поставить и вторую турбину — она по замыслу инженеров должна была увеличить мощность объекта до 360 МВт. Для ее монтажа брали кредиты, проводили совещания, утверждали планы, но результатов пока нет, как и турбины.

Большие проекты в Кыргызстане требуют много инвестиций со стороны доноров: сама страна просто не может оплачивать строительство крупных энергообъектов. Минэнерго КР уже взяло кредиты на баснословную сумму в 1,7 млрд. долларов. В конечном итоге долговое давление на энергосектор растет, не принося существенных результатов.

Рост потребления не означает ничего плохого: в страну приходят инвесторы, открываются предприятия, развивается малый и средний бизнес. Но проблема в том, что всех их обеспечить электричеством непросто. Это признают и власти Кыргызстана. В начале апреля 2022 года глава кабмина Акылбек Жапаров заявлял – стране для «поддержки роста экономики» нужны дополнительные 4-5 млрд кВт·ч. «Это как раз то, чего нам на сегодня не хватает», — говорил он. Для производства такого объема электричества КР понадобится построить как минимум пять новых Камбар-Атинских ГЭС-2.

В то же время электричества не хватает и населению Кыргызстана. На это есть веская причина – в 2022 оно перешло черту в 7 млн человек. За годы независимости население страны выросло в 1,7 раза, а вместе с ним и потребность в электричестве.

Складывается ситуация, при которой потребление электричества растет, а новых мощностей нет. В конечном счете приходится увеличивать импорт.

Эксперт Расул Умбеталиев считает, что на фоне недавно начатого строительства Камбар-Атинской ГЭС-1, долг энергосектора Кыргызстана может вырасти в разы. Проект еще не финансируется. Увидим мы когда-нибудь новый энергообъект или нет — тоже пока неизвестно. Ранее власти КР дали старт строительству Камбар-Атинской ГЭС-1 в Жалал-Абадской области на реке Нарын.

Не смогли, но пообещали

Зимой мы можем остаться без света из-за зависимости от импорта электричества. В 2022 году Кыргызстану придется поставлять электричество из других стран больше, чем производится на ТЭЦ города Бишкек — примерно 2,7 млрд киловатт-часов. Мы уже закупили 1,6 млрд киловатт-часов, осталось чуть больше одного миллиарда. Такого объема примерно хватит на двадцать дней при среднем потреблении в отопительный период.

Если не импортировать 1,1 млрд кВт·ч из других стран до зимы — легко не придется никому.

Но у властей Кыргызстана есть козырь в рукаве — электричество по обмену из Казахстана. Дело в том, что в мае две страны заключили договор: по нему Кыргызстан экспортировал воду в Казахстан во время засушливого периода. В ответ соседи должны поставить нам электричество до конца 2022 года – к зиме. Договоренность долго скрывали, и не зря: Казахстан уже несколько раз нарушал соглашения. В прошлом году страны договорились почти о том же самом — только вот Казахстан экспортировал в Кыргызстан всего 680 млн кВт·ч от обещанных 900 млн кВт·ч электричества.

Этой зимой рассчитывать на добропорядочность соседа не стоит и вовсе — Казахстан сам может столкнуться с дефицитом, а поставлять электричество они нам уже не хотят: про это там говорит даже руководство страны. В комментарии Tazabek вице-министр РК Жандос Нурмаганбетов сказал, что казахская сторона планирует поставить зимой в Кыргызстан лишь 250 млн кВт.ч на фоне нашего дефицита в 1,1 млрд кВт·ч..

«Договор заключен между «Самрук-Энерго» о поставках в весенние месяцы и осенью — октябре, ноябре и декабре. До конца года объем составит 250 млн кВт.ч <...> Вот этот объем поставки, который с казахстанской стороны запланирован», — рассказал он нам.

Но этого очень мало для прохождения отопительного осенне-зимнего периода (ОЗП) в Кыргызстане: 250 млн кВт·ч хватит лишь на 4 дня при среднем потреблении.

Одна из главных причин, почему Казахстан не сможет поставить нам электричество в полном объеме — плохая подготовка РК к ОЗП. Например, капитальный ремонт проводят на Петропавловской ТЭЦ-2 и Кентауской ТЭЦ-5. В Астане, чтобы избежать дефицита электричества, надо ввести в эксплуатацию ТЭЦ-3. Часто аварийно отключаются энергоблоки на ТОО «МАЭК-Казатомпром», а теплосети на Степногорской ТЭЦ изношены на 82%. Министр энергетики Казахстана Болат Акчулаков на одном из совещаний сетовал: «в этом отопительном сезоне отмечаются низкие объемы проведенных капитальных ремонтов тепловых сетей». На фоне этого дефицит электричества в стране может составить до 1,5 млрд кВт·ч уже осенью. В августе вице-министр Нурмаганбетов говорил, что РК сама будет вынуждена импортировать электричество, если его продолжат поставлять в КР.

Вторая главная причина, почему Казахстан не сможет экспортировать в Кыргызстан электричество и сам, вероятно, столкнется с его нехваткой — майнинг. Из-за него растет нагрузка на энергосектор. Дело в том, что в сентябре 2021 года Китай запретил майнинг. По версии властей страны, его используют для мошенничества, отмывания преступных доходов, а сам он требует слишком много электричества. В итоге китайские майнеры бежали в Казахстан и Россию. На фоне этого потребление электричества в казахстанских степях подскочило на 6% к концу 2021 года. «Львиная часть этого чрезмерного роста была обусловлена майнингом <...> Надо открыто признать, что к нам очень быстро переехали майнинговые компании из КНР», — рассказал нам Нурмаганбетов.

Если поставок из Казахстана не будет, Кыргызстан может покрыть дефицит электричества за счет воды из Токтогульского водохранилища в Жалал-Абадской области, но тогда мы столкнется с другой проблемой. Уровень воды в водохранилище достигнет «мертвой точки». Вода опустится до 837 метров, а ее объем не будет превышать 5,4-5,5 млрд кубометров. Работа на гидроэлектростанции остановится. Накануне зимы 2008-2009 годов мы достигали «мертвой точки». Тогда это вызвало веерные отключения зимой: в городах были перебои с электричеством, а некоторые села сидели без света по несколько недель. На одном из недавних комитетов по топливно-энергетическому комплексу в ЖК, на тот момент временно исполняющий обязанности главы Минэнерго КР Таалайбек Ибраев рассказал, что дефицит в энергосистеме покрыть удастся как раз за счет Токтогулки, но «если надеяться только на ее воду, весной мы снова достигнем «мертвой точки».

Чтобы этого не случилось, Ибраев предложил производить больше электричества на ТЭЦ Бишкека, но и тут есть проблема: для его выработки там, нужны дополнительные 300-350 тыс. тонн угля, а их нет. По его словам, ведомство уже проводит «мониторинг» и ищет уголь «подешевле с разных разрезов», но на проведение тендеров «времени нет». Он добавил, что поставить уголь на ТЭЦ — самое серьезное при подготовке к зиме. И это не может не настораживать.

Еще один вариант избежать дефицита — импортировать электричество из других стран. Правда, на основных поставщиков рассчитывать не стоит: Казахстан может и не вернуть оговоренные объемы, а Туркменистан большую часть уже экспортировал (приблизительно 1,7 млрд кВт·ч). Из России его импортировать невыгодно — тогда правительству придется продавать электричество населению ниже закупочной цены. Может быть Кыргызстану и повезет зимой, а в следующем году нам удастся исправить ситуацию, но принимать радикальные меры для обеспечения энергобезопасности стоило еще вчера.

Теплая зима может не повториться

По июльскому прогнозу Минэнерго, потребление электричества в 2022 окажется на уровне прошлого года. Это хороший расклад при теплой зиме. Но в планы ведомства могут вмешаться холода. В прошлом году кыргызстанцев спасла именно теплая зима. Благоприятная погода позволила снизить потребление в декабре на 16%, или на целых 330 млн киловатт-час, а это больше чем должно поступить по договору из Казахстана.

Недавно министр энергетики Т.Ибраев уведомил, что Кыргызстан движется к зиме с дефицитом в более чем 3 миллиарда киловатт-часов электроэнергии. А вот для решения проблемы власти надеются, как и было сказано, на переработку воды в Токтогулке и импорт. Но сам же Ибраев говорил, что пока не знает, в каком точно объеме поступит электричество из других стран. Позже, в октябре, уже будучи министром, он сообщил о планах импортировать электроэнергию из Казахстана и Туркменистана в 2023 году.

Со временем потребление электроэнергии будет расти, потому что Кыргызстан уже не может обеспечивать свои потребности. Для решения проблемы можно ввести в эксплуатацию новые гидроэлектростанции, но их строительство еще даже не началось. В то же время власти хотят через 8 лет закончить новый энергообъект — Камбар-Атинскую ГЭС-1.

Пока правительство КР ищет инвесторов для новых ГЭС, наш главный поставщик электричества, Казахстан, разработал прогноз по ситуации в энергосекторе, и до 2035 года планирует ввести в строй мощности, равные пятнадцати Токтогульским ГЭС. Среди проектов — строительство атомной электростанции, причем и не одной.

«Мы говорим, что до 2060 года переходим к углеродной нейтральности. Если атомная энергетика считается энергетикой без выбросов, то понятно, что доля атомной энергии должна быть существенной в балансе. Поэтому мы внимательно изучим, разработаем, подготовим стратегию развития атомной энергетики и поймем в каком году, в каком месте, какие блоки будут построены», — рассказал Tazabek вице-министр Ж.Нурмаганбетов.

Казахстан не зря обеспокоен собственной энергобезопасностью. По прогнозу Минэнерго РК, в стране не будет излишков электроэнергии вплоть до 2035 года. Получается, что в скором будущем Кыргызстан уже не сможет, как и прежде, рассчитывать на помощь Казахстана, который столкнется с дефицитом в энергосекторе.

Нынешнее правительство КР для решения проблемы планирует построить несколько крупных гидроэлектростанций. Ближайшую из них — Камбар-Атинскую ГЭС-1 введут в эксплуатацию через восемь лет, если международные инвесторы профинансируют проект на $3 миллиарда. А привлечь их и найти эти деньги – жизненно важная необходимость, ведь в последние годы каждая «зима» для властей Кыргызстана становится настоящим испытанием и проверкой на прочность. А ведь критическая нехватка электричества, если ничего не изменить, может растянуть эту «зиму» на десятки лет, пока наконец не сбудется пророчество Курманбека Бакиева и мы не достигнем энергетической независимости.

Авторы: Виктор Негода, Алина Осмонова, Маден Усманов
Data-редакторы: Андрей Дорожный, Айзада Тома
Редактор: Светлана Ахметшина
Художник: Алина Осмонова

За последними событиями следите через наш Твиттер @tazabek

По сообщению сайта Tazabek

Поделитесь новостью с друзьями