Стоковые изображения от Depositphotos
Сказал три раза «талак» и гуляй беззаботно: хочешь выгони детей и жену из дому, а хочешь возьми себе вторую жену. Это не история из средневековья, именно так и происходит в странах Центральной Азии. В современном мире мужчины все чаще начали практиковать разводы по телефону или смс. О том, на какую судьбу обрекают жен и детей три заветных слова поделились героини сюжета в проекте «Настоящего времени» «Азия 360».
*Талак в исламе означает право мужа на расторжение брачных уз, то есть трижды произнеся слово «талак», муж прекращает действительность брака, заключенного по религиозным обрядам. Если в течение 4 месяцев супруги не сошлись, значит разводу быть.
Автор проекта «Азия 360» — журналист Адилет Бектурсунов. Проект снимал программы про разные города и регионы всей Средней Азии, но в последнее время из-за пандемии в основном снимает про Кыргызстан, рассказывая о его интересных местах: Баткене, Нарыне, Майлуу-Суу и многом другом.
Жительница Оша Мубина рассказала, что прожила с мужем 14 лет и родила ему троих детей. Но в один день супруг сказал ей «убираться» из дома. Затем сильно избил и после этого произнес трижды «талак» .
«Муж сказал, что хочет взять вторую молодую жену, я была согласна, попросила лишь не выгонять меня из дома. Он не согласился, сказал, чтобы я убиралась вместе с детьми, а затем начались побои. Талак — это плохое слово. После него нельзя уже жить вместе. Он уже год живет со второй женой, детьми не интересуется. Я работаю в швейном цехе, и это мое единственное пристанище», — говорит она.
Мубина рассказывает, что ее с тремя детьми никто не возьмет замуж, да и она не согласна променять детей на мужчину.
«Кто возьмет меня с тремя детьми замуж? Да я и сама не согласна. Я живу ради детей, ради мужчины не брошу их. Сама не ем, чтобы прокормить малышей, работаю круглосуточно. Здесь много женщин которые живут также и терпят все ради детей» , — рассказывает Мубина.
Вторая героиня сюжета Айтурган также живет в Оше и воспитывает четырех детей. Её насильно выдали замуж в 18 лет. До этого женщину похищали целых три раза, а на четвертый она осталась, потому что настояли родственники. Со слезами на глазах, женщина рассказывает, что из-за побоев мужа у нее дважды произошел выкидыш.
«Спустя год после замужества, муж начал поднимать на меня руку. Я дважды потеряла детей по этой причине на седьмом и на третьем сроке беременности. Когда родилась вторая дочь, муж заговорил о разводе. Потом я рожала только девочек, а ему это не нравилось. Путем кесарево всех родила. После рождения второй дочки, он снова заговорил про развод и уехал в Россию. Я осталась и присматривала за его больным отцом. Оказывается, в это время он женился. Потом приехал и сказал, чтобы мы съехали, сказал, что больше не нужна ему. Тогда как-раз умер его папа. Я, получается, была для них просто рабыней» , — говорит Айтурган.
Айтурган рассказала, что в тот же день муж пришел домой пьяным, избил ее и выгнал в два часа ночи на улицу с детьми, да еще и беременную.
«Боялась возвращаться, думала он меня убьет. Меня подобрал камазист и отвез в больницу. Потом приехала милиция, и меня поместили в кризисный центр, где я и родила сына. Муж не помогает. У нас брак не был официальным, поэтому ничего требовать с него не могу. Зарабатываю тем, что реставрирую вещи. У детей есть, что кушать и что носить. Жалею, что не ушла, когда меня украли. Легли на порог бабушки, сказали что буду несчастной, если перешагну, так я и так несчастна. Если бы знала тогда, распинала бы их и ушла» , — признается она.
Также женщина поведала, что в Оше женщин заставляют рожать по шесть-семь детей, при этом не думая о будущем детей.
«На юге в селах, если рожаешь только двоих — называют бесплодной. Заставляют рожать по шесть-семь детей. А потом дети растут сами по себе. У людей узкий кругозор. Но я уже не хочу рожать. Если вековые традиции так обошлись со мной, то я больше не хочу им следовать», — признается женщина.
Глава кризисного центра Дарика Асылбашева рассказывает, что ежегодно к ней обращаются сотни женщин из самых отдаленных сел.
«Мне звонили, что семья хотела насильно выдать замуж дочек 17 и 18 лет. Глава поселка приютил их, и позвонил мне, могу ли я их взять к себе в центр. Как видите, госорганы сами никак не могут ни на что повлиять. А как мы решим проблему? Ведь у нас нет никаких рычагов, мы лишь даем психологическую поддержку. Власти же не гарантируют безопасность своим же гражданам», — говорит Асылбашева.
Также она отмечает, что причина разводов — это безденежье, вмешательство со стороны родственников и трудовая миграция, ведь будучи за границей, мужчины находят себе вторых жен.
Разведенная женщина по местным понятиям — позор, поэтому многие вынуждены делить мужа с другими женщинами, надеясь на опеку себя и своих детей. Несмотря на то, что многоженство в Кыргызстане запрещено законом, неофициальный союз скрепляет священнослужитель союзом «нике» .
Статус разведенных женщин заставляет женщин скитаться по съемным квартирам без работы и образования. А статистика подобных разводов остается неизменной.
По сообщению сайта Новости Кыргызстана